V1
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Волгограде

Погода+19°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

5 м/c,

ю-з.

754мм 15%
Подробнее
USD 91,82
EUR 98,95
Экономика подробности Почем овощи для народа? Разбираемся, почему борщ может стать прихотью миллионера

Почем овощи для народа? Разбираемся, почему борщ может стать прихотью миллионера

Разница между ценой овощей на поле и ценой в магазине достигает 200–300%

Овощи мало вырастить — их нужно еще собрать и выгодно продать

Статистика неумолима. Несмотря на сезон урожая, в магазинах стремительно растут цены на картофель, морковь, лук и томаты. При этом фермеры рассказывают, что на полях перекупщики покупают у них овощи по 11–16 рублей за килограмм, и этой суммы им еле хватает на покрытие расходов. Экономисты уверены, что итоговую цену на рынке диктуют крупные сетевые игроки. Они же в свою очередь готовы принимать продукцию местных товаропроизводителей, но при условии, что фермер сам привезет овощи, уже прошедшие переборку и упаковку. Разбираемся, из чего складывается цена овощей и почему борщевой набор медленно, но верно становится причудой миллионеров.

Цены на овощи резко подскочили в начале июня, когда рост составил около 300%. За килограмм свеклы в Волгограде просили 200 рублей. Рост цен, в свою очередь, привел к дефициту овощей. Отчасти это объяснялось неурожаем прошлого года и подошедшими к концу запасами. Обещанное июльское снижение, когда прогнозировали появление первых овощей нового урожая, также прошло мимо прилавков магазинов. Ближе к осени ситуация на рынке овощей немного стабилизировалась, и цены как на рынке, так и в магазинах, поползли вниз. Тем не менее, статистика рапортует — овощи вновь дорожают.

Рост или снижение?


По данным Росстата, в последнюю неделю лета цены на плодоовощную продукцию снизились в среднем на 0,9%, в том числе на морковь — на 5,4%, картофель — на 1,9%, капусту белокочанную — на 1,7%, лук репчатый — на 0,9%, яблоки — на 0,2%. В то же время помидоры стали дороже на 0,2%.

«Цены на морковь в 37 субъектах Российской Федерации снизились на 0,1–5,0%, в 39 субъектах — на 5,1–17,5%. В Чукотском автономном округе цены не изменились. В 8 субъектах цены на морковь выросли на 0,1–2,0%», — говорится в отчете Росстата. «Картофель в 44 субъектах Российской Федерации подешевел на 0,1–5,0%, в 15 субъектах — на 5,1–11,6%. В Чукотском автономном округе цены не изменились. В 25 субъектах цены на картофель выросли на 0,1–7,9%. Цены на помидоры в 37 субъектах Российской Федерации выросли на 0,1–8,1%. В 2 субъектах цены не изменились. В 34 субъектах цены на помидоры снизились на 0,1–5,0%, в 12 субъектах — на 5,1–10,8%».

Приходится привыкать к еженедельно меняющимся ценам

Фермеры же уверяют, что продают овощи на полях в полтора-два раза дешевле, чем указано в отчете статистики.

«Хлеб фермера далеко не так сладок, как кажется», — уверен Аркадий Дудов

— В первый пик подорожания ко мне приехал товарищ, он работает в Госдуме, и назвал меня миллиардером, — грустно улыбается волгоградский фермер Аркадий Дудов. — Морковь в магазинах от 50 до 80 рублей за килограмм и поднималась всё выше. Но отпускная цена у нас как была 18–20 рублей, так и осталась. Без учета того, что поднялись цены на сельхозхимию, на лекарства для моркови, на удобрения. Внезапно поднялись цены на все агрегаты. В два раза как минимум. Изменилась цена на рабочую силу. Если раньше человек приходил за 700–1000 рублей в день, то сейчас еле-еле соглашаются на 1700–2000 рублей. Плюс заплати тому, кто привез людей на поле. А когда пойдет вал — цена на рабочую силу поднимется еще больше. Перекупы берут по 18–20 рублей за килограмм, а в магазине она — 56 рублей. Почему? Где эта маржа и кто с нее платит налоги государству — неизвестно. Покажите, кто сдает морковку по такой цене и почему идет наценка на наш местный продукт? Но почему наценка на местный продукт почти 35 рублей? Почему она не регулируется?

«Я бы понял, если бы морковку везли из Австралии, где ее собирают и сортируют кенгуру, а потом везли за восемь тысяч километров»

Почем морковка на полях?


По словам фермера, итоговая себестоимость килограмма моркови в зависимости от урожайности колеблется от 11 до 12 рублей. Это при условии, если своих денег достаточно для ее выращивания.

Цена реализации едва-едва покрывает расходы на выращивание овощей

— Хлеб фермера не так сладок, как кажется, — продолжает господин Дудов. — Если раньше себестоимость продукции была в пределах 5–6 рублей за кило, и продавая раннюю морковь по 13–14 рублей, все были довольны. При этом следует понимать, что урожай — это «длинные» деньги. И если брать на эти цели кредит в одном из наших «любимых» банков, то в пересчете на проценты себестоимость морковки подскочила бы до 31–32 рублей. Это приблизительно. Я же вкладываю свои собственные деньги, считаю свой труд и у меня подсчеты идут немного по-другому. Но все равно итог получается весьма забавный. Я, производитель, имею гораздо меньше прибыли, чем те же сетевые магазины. Если это справедливо, то пусть хоть один депутат об этом скажет. И тогда посмотрим на их рейтинги. Мы вкладываем местные ресурсы, пытаемся, чтобы наше население заработало больше. Зарабатывают на этом все, кроме фермеров, которых душат дешевыми овощами, ввозимыми из Киргизии и Казахстана. Там дешевле энергоносители, там другие субсидии, и такими темпами через несколько лет продукция Волгоградской области просто вылетит с рынка, потому что не будет иметь возможности конкурировать по цене. Мы — аграрная область, промышленность у нас полностью «легла», и именно село может поднять нашу область на передовые рубежи. Но для этого ничего не делается. Мы научили людей из Казахстана, Киргизии, Таджикистана выращивать овощи по современным технологиям. Они уехали на родину и занимаются этим у себя. Но в том же Казахстане топливо на том же «Лукойле» стоит 23 рубля, нам же продают по 50. Понятно, что это местная политика, но почему бы тогда не ограничить ввоз сельхозпродукции? Вспомните 90-е годы и куриные окорочка «Союзконтракта». Они загнали в гроб всю мясную промышленность, где трудилось почти 15 миллионов человек. А если еще взять и семьи, то около 50 миллионов. Убили целую отрасль. Почему таким образом убивается местное население — я не понимаю.

Работать некому!


Еще одна проблема, с которой столкнулись фермеры — полное отсутствие сезонных рабочих. А те, что есть, не имеют никакой квалификации.

—За последние 15–20 лет мы ориентировались на рабочих из Узбекистана и Таджикистана, — рассказывает фермер. — Сейчас пандемия, рабочих нет, и стоимость уборки будет зашкаливать. Морковки много, а убирать некому. Лично я ездил в Мордовию и Чувашию, пытался нанять людей там. Проживание, питание — всё за мой счет. Но это люди, которые смогут работать хотя бы руками. А вот посадить кого-нибудь на современную технику я не могу. Нет специалистов. ПТУ все разогнали. А один комбайн «Гримме» стоит 18 миллионов. Кого на него сажать? При этом хороший комбайнер, если его все же удалось найти, зарабатывает пять тысяч рублей в день. На круг выходит 240–250 тысяч рублей.

Найти рабочих даже на уборку урожая очень сложно

В конце августа — начале сентября отпускная цена на овощи с поля несколько повысилась. Ту же морковку продают по 16–17 рублей за килограмм. Но это ранняя. Людям платят по 80–100 рублей за мешок. Что будет в конце осени — сложно представить.

— До пандемии люди убирали морковь по 25–40 рублей за мешок ранней моркови, — рассказывает Аркадий Дудов. — За уборку поздней платили уже по 150–200 рублей за мешок. Из этих тенденций и будем исходить. А дальше посмотрим. Тревога, конечно же, есть, потому что госзаказов нет, посевы идут хаотично, а рынок очень сильно колеблется. Отпускные цены поднялись на всё — удобрения, топливо, людей. Но цена на овощи осталась практически неизменной. В СССР не было такого, чтобы в поле оставить урожай — поднимали студентов, армию, всех. А у нас только в Городищенском районе в прошлом году несколько фермеров оставили неубранные поля, поскольку не было людей всё это убирать. Депутаты наши, насколько я помню, некоторое время назад ездили по полям, обещали как-то помочь, но ничего не наладили.

Где происходят накрутки?


Доктор экономических наук, профессор Леонид Холод видит в изменении цен на овощи сразу несколько причин. Первая, по мнению ученого, превалирование на рынке крупных торговых сетей:

На полях за овощами выстраиваются очереди из перекупщиков

— В странах с развитой рыночной экономикой есть и крупные магазины, и средние, и нестационарная торговля, — считает Леонид Холод. — У каждого имеется свой покупатель, и рынок регулирует сам себя. У нас же в крупных городах доминируют крупные сети, которые, по сути, и диктуют свои весьма жесткие условия и поставщикам и покупателям. Например у крупных сетей есть очень непростые для исполнения требования к поставкам — что, когда, какого размера и в каком виде нужно привезти. И далеко не все, даже крупные производители, могут соответствовать этим требованиям. Как результат, они пытаются открывать свои фирменные магазины, что не совсем экономически выгодно. Сюда же стоит добавить неразвитость общедоступной конкурентной рыночной инфраструктуры. Речь идет в первую очередь о системах закупок, хранения и транспортировки. А чем хуже она развита, тем дороже стоят ее услуги. Не будем забывать и о росте издержек фермеров, поскольку дорожают энергоресурсы, транспорт, удобрения, семена и прочие необходимые для выращивания сельхозпродукции ингредиенты. К тому же основная уборка урожая начинается только сейчас, и говорить о формировании цены пока не стоит — это можно будет сделать чуть позже. Летом же на рынке была представлена молодая продукция, которая сама по себе дороже, поскольку качественно другая.

Магазины готовы покупать овощи напрямую, при условии, что они будут отсортированы и упакованы

Впрочем, магазины готовы покупать продукцию у местных фермеров и продавать ее с минимальной наценкой, но при условии, что фермер сам привезет свои овощи на распределительный центр.

— Чего хочет большинство фермеров? Чтобы мы приехали к ним на поле, заплатили наличкой и забрали их урожай, — размышляет директор ООО «Тамерлан» (сеть магазинов «Покупочка») Сергей Савонькин. — К сожалению, позволить себе этого мы не можем по целому ряду причин. Первая — мы абсолютно «белая» компания и платить на поле наличкой не можем. Второе. У нас нет физической возможности приехать на поле, сделать переборку овощей, потом их упаковать, запалетировать и, соответственно, перевезти на распределительный центр. Если посчитать затраты, которые складываются из переборки, упаковки, палетирования, транспортировки, всех налогов, которые нужно заплатить, то получается совсем другая цена. Плюс есть разная сортность овощей, и при переборке до 40% может уйти в другой сорт, а это уже совсем другая цена. Но если фермер готов поставить морковку по той цене, которую он озвучил, можно даже чуть дороже, нам на распределительный центр, мы с удовольствием ее примем, сделаем минимальную наценку и конечная цена на полке будет гораздо ниже.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем