V1
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Волгограде

Погода+19°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +16

6 м/c,

ю-в.

757мм 60%
Подробнее
USD 92,01
EUR 98,72
Город Алексей Васин, директор музея-заповедника «Сталинградская битва»: «Сегодня не бывать в таких местах, как музей-панорама, просто неприлично»

Алексей Васин, директор музея-заповедника «Сталинградская битва»: «Сегодня не бывать в таких местах, как музей-панорама, просто неприлично»

Что сегодня тормозит развитие волгоградского туризма? Увидим ли мы Родину-мать в строительных лесах? Как излечить волгоградцев от уныния? На эти и другие вопросы V1.ru ответил директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин.

– Алексей Викторович, в этом году вы отпраздновали свое 50-летие. За эти годы в вашей биографии был и этап работы кадровым военным, и работа в государственных структурах, и руководство телерадиокомпанией. Что из перечисленного больше всего пригодилось в те шесть лет, что вы возглавляете музей-заповедник «Сталинградская битва»?

– Пригодились практически все навыки. На телевидении я привык к работе в режиме постоянных перемен, пришло понимание того, что жизнь вокруг нас постоянно меняется. И нужно успевать за этими переменами. Придя в музей-заповедник, я ощутил, что жизнь движется в другом, замедленном, темпе, и нужно срочно что-то менять. Начал с того, что мы закупили около сотни компьютеров, обучили сотрудников работе на них, ввели систему электронного документооборота. Если на телевидении я возглавлял фабрику новостей, то здесь со временем получилась фабрика музейного производства.

Опыт работы в госучреждениях дал понимание того, какие задачи нужно ставить перед сотрудниками и какой результат получить от той или иной инновации. Мы начали с компьютеров, а эти перемены неизбежно повлекли за собой другие изменения в работе. Как только мы внедрили электронный документооборот, смогли получать более точную статистику посещаемости, наконец, смогли детально анализировать, для каких категорий посетителей мы работаем.

Еще один важный результат – смогли наладить учет всех денежных потоков. Только за первый год работы доходность от продажи билетов выросла в 14 раз. И произошло это не потому, что к нам стало ходить в 14 раз больше посетителей, просто качественный учет позволил прекратить все злоупотребления, которые были связаны с утечкой средств.

– Помните свой первый рабочий день в должности директора музея-панорамы «Сталинградская битва»?

– Конечно, и он сразу показал мне масштаб задач, которые предстоит решать. В первый же день мне на утверждение принесли договор на уборку территории музея-панорамы. Я был поражен, что сотрудник, его составивший, так и не смог ответить на мой логичный в этой ситуации вопрос: какова себестоимость уборки квадратного метра? В поисках ответа на этот вопрос цена договора снизилась на несколько миллионов рублей. Но такие вопросы умеет и будет задавать тот руководитель, который привык считать каждую копейку. Мне этот опыт дала работа во ФГУПе.

Этот опыт диктовал и мои дальнейшие шаги в новой должности. Например, поначалу не все поняли мое желание ввести технологическую карту загрузки каждого сотрудника. Я убежден: люди должны понимать, за что они получают деньги. С одной стороны, я понимал, что речь идет о творческой работе, ведь экскурсию тоже можно провести по-разному. С другой – важно было создать прозрачные критерии оплаты труда, и для этого пришлось искать баланс между этими двумя требованиями, чтобы не превратить предприятие в коммерческий ларек.

Сейчас работники всех наших отделов четко знают, сколько они заработали и как на эту цифру можно влиять. Теперь в дни авралов не нужно уговаривать сотрудников научного или других отделов провести экскурсию. Все они прошли специальную подготовку и с радостью выручают экскурсоводов в дни праздников, когда мы принимаем огромный поток посетителей, ведь это прибавка к зарплате. Все эти новшества выдернули сотрудников панорамы из рутины, когда достаточно было просто прийти на работу и сесть на свой стул.

– К слову, о потоке посетителей. Насколько он изменился в последние годы?

– По итогам 2015 года мы зафиксировали 30-процентный рост числа посетителей в сравнении с 2014 годом. Думаю, в этом году мы выйдем примерно на такой же уровень. В первую очередь, я связываю это с небывалым подъемом патриотизма в стране. Это результат той работы, которую долгие годы ведет президент нашей страны. Как результат, сегодня у нас в стране сформировался такой психологический климат, когда не бывать в таких местах, как музей-панорама «Сталинградская битва», просто неприлично. Ну, и конечно, здесь есть заслуга и самого музея, поскольку его обновление, перемены, которые происходят здесь, заставляют людей приходить сюда снова и снова.

– Говоря о постоянных переменах, можете озвучить ближайшие планы, касающиеся музейного комплекса?

– Во-первых, я хочу дозавершить контур и абсолютно локализовать процесс видеомаппинга, который мы показываем на праздники 9 мая, 2 февраля. Пока мы не можем показывать инсталляции без помощи сторонних организаций. Для этого нам нужно закупить совсем небольшую часть оборудования и, самое главное, обучить людей работе на этом оборудовании, создать вокруг него целую индустрию. С этим в городе, который столкнулся с колоссальным вымыванием кадров, к сожалению, не все просто. В Волгограде есть компании, которые достигли в этом вопросе заметных успехов и открыли филиалы за рубежом, в том числе и в Нью-Йорке. Мне бы хотелось, чтобы внутри музея работали специалисты такого же уровня.

К слову, я уверен, что для них найдется работа и в подвальной части Центрального универмага. Сегодня мы привели экспозицию, расположенную там, в историческое соответствие. Но там критически не хватает экспонатов, не хватает «аромата истории». Его можно добавить при помощи технических средств, которые могли бы показать и сцены пленения, и бои, и работу пленных немцев на строительстве Сталинграда.

Вторая задача, которую я ставлю сегодня и уже веду переговоры с исполнителями, – «оживить» мельницу Гергардта. Я хочу, чтобы ночью она не просто подсвечивалась, а на ней по ночам чередовались несколько разных световых программ: активная программа «Бои за мельницу», дежурная красивая подсветка. Чтобы, прогуливаясь рядом, люди знали, что можно прийти сюда завтра и увидеть совершенно другую подсветку и другое шоу.

В конечном итоге все это поможет реализовать главную цель – удержать в Волгограде туриста не на один день. Сегодня вся туристическая программа, которую может предложить Волгоград, легко укладывается в один день: посетить музей-панораму «Сталинградская битва», Мамаев курган, съесть два пирожка, вытоптать газоны. Сломать этот алгоритм можно, предложив туристу качественное вечернее шоу. Пусть после всей обычной программы он останется заночевать, чтобы увидеть вечернее шоу на Мамаевом кургане. А на следующий день, оставив деньги в одной из волгоградских гостиниц, потратится в волгоградском же ресторане и заночует еще раз, чтобы увидеть вечернюю светопроекционную программу.

– Сейчас вы озвучили мечту волгоградского бизнеса и власти, которые в последнее время очень много говорят о развитии туризма. Так почему при огромном желании удержать туриста в Волгограде результата пока нет?

– Для себя мы уже поняли, что реализовать эти планы можно, работая по аналогии с Эрмитажем, на базе которого есть свое туристическое агентство. Мы замахнулись на такой спектр вечерних программ, который сегодня не может предоставить ни один город страны. Сейчас в столице идет фестиваль «В круге света», где представлены частные компании, работающие в стране. В основном они специализируются на разовых шоу, приуроченных к Дню города, каким-то праздникам. Мы хотим шоу сезонное, и сейчас вся проблема лежит в организационной плоскости. Любое большое дело – столкновение интересов. Пока наши планы не готовы безоговорочно принять все вовлеченные в процесс стороны. Но я считаю, что главным локомотивом волгоградского туризма станут все же ночные программы. Захочет бизнес принять этот факт – будет подстраиваться и подтягиваться до нашего уровня.

– Вы сами планируете еще какие-то технические новшества?

– Несмотря на то, что за последние годы мы проделали колоссальную работу, сделать предстоит в разы больше. Я говорю и о размере денежных затрат, и о сегментарном объеме работ. Ближайшая задача – реконструкция парковой зоны Мамаева кургана. Это приведение в соответствующий вид здания полотна панорамы, так называемого купола музея-панорамы. Готов проект по воссозданию технического фонтана перед музеем-панорамой, где тоже предполагается видеоинсталляция. Проект прошел техническую экспертизу, но, к сожалению, его реализация отложилась из-за валютного кризиса. Нам некогда загорать в лучах сиюминутной славы, потому что мы сами ставим перед собой огромное количество задач.

– На этапе от постановки планов до их реализации насколько плотно взаимодействуете с руководством области?

– На сегодняшний день мы координируем с руководством области практически все сегменты работы. Если нет возможности оказать поддержку финансовую, область всегда помогает административным ресурсом. И происходит это максимально оперативно. Скажем, потребовалось подвести воду в парке на Мамаевом кургане – работа закипела сразу. При этом весь мой монолог об этом занял буквально 30 секунд, раздалась команда губернатора, и все заработало. Сейчас комитет по лесному хозяйству администрации Волгоградской области активно занимается работой по выделению зеленых насаждений на озеленение парковой зоны и склонов Мамаева кургана. Своими силами эту задачу мы решали бы очень долго, а с поддержкой области, я надеюсь, уже этой осенью – будущей весной мы увидим результаты. Ну, и конечно, надо признать роль губернатора Андрея Бочарова в лоббировании наших интересов на федеральном уровне. Совсем недавно мы получили хорошую новость о выделении до конца года первого миллиарда рублей на реставрационные работы главного монумента на Мамаевом кургане. Да, у области не всегда есть возможность нам помогать, но желание это делать есть совершенно точно.

– Увидим ли мы в лесах скульптуру Родина-мать?

– Увидим, и не надо об этом сожалеть. Это неизбежно, поскольку это монумент, который 50 лет испытывал на себе все тяготы не только тяжелой климатической зоны, но непростых сейсмологических условий нашей местности. Сегодня есть вопросы и о влиянии на памятник грунтовых вод. Поэтому думаю, что монумент заслуживает того, чтобы получить достойный уход и все связанные с этим работы. Проектная документация для проведения этих работ сегодня готова полностью, получено подтверждение о выделении на это необходимых средств. Как только мы получим госгарантии, придет время решать вопрос о начале конкурсной процедуры. Думаю, что до конца года работы уже начнутся.

– Проектная документация предусматривает срок окончания реставрационных работ?

– В этом сложном не только с технической, но и с художественной точки зрения вопросе я бы не стал ставить жесткие сроки. Нельзя стоять у творца над душой с вопросом: «Когда ты нарисуешь мне картину?» И ждать, что он напишет шедевр. Многое будет зависеть от погодных условий. Но, даже если встанет вопрос, что на 9 мая Родина-мать будет в лесах, потерпим. Кроме того, нужно понимать, что монумент не будет одет в леса в привычном понимании, как это делают на обычных стройках. Мы настроены на то, что все строительные конструкции уберут под красивое полотно, на котором будет нанесено изображение Родины-матери, а в ночное время на это полотно будет проецироваться лазерное шоу. Именно поэтому сейчас мы так спешим решить связанные с его проведением технические вопросы. Во всяком случае, я и коллектив на это настроены.

– За последний год музей-панорама начал аинтенсивно пополнять музейные фонды новыми экспонатами. В чем причина такой активности?

– К сожалению, у нас в области сложилась ситуация, когда поисковики не несут свои находки в музеи. В этом плане я могу только позавидовать своим коллегам из музея-заповедника Ленинградской блокады в Санкт-Петербурге, где большинство экспонатов как раз из рук поисковиков. У нас в этом плане все намного печальнее. Мне пришлось разговаривать с людьми, убеждать их в том, что мы готовы покупать ценные экземпляры, чтобы они не уходили за пределы области и тем более за рубеж. Мы стали договариваться, стали платить и находить возможности для построения партнерских взаимоотношений. И это дало свой результат: в год мы добавляем экспонатов больше, чем за предыдущие 30 лет. Это дорогого стоит, ведь я всегда говорю о том, что, какие бы новшества мы ни внедряли, самое ценное, что есть у любого музея, – это коллекция. Мне ни на секунду ни стыдно за то, что мы сделали. Думаю, что люди это осознали. Недаром нам стали делать подарки коллекционеры и меценаты, для которых в первую очередь важно признание.

– Сегодня волгоградцев частенько упрекают в страшном грехе – унынии. Знаете лекарство от него?

– Все зависит от того, как относиться к жизни, ведь это взаимно. Сейчас можно идеализировать советские времена, мол, тогда все было лучше. Но ведь тогда тоже не было коммунального рая. Но тогда наши мамы и папы не ждали, что кто-то придет и обустроит им палисадник. Они брали инструмент и делали это сами. Потому что люди понимали, что это их жизнь, и ни у кого не было мысли бежать в горком партии и требовать покрасить им подъезд.

Мы же почему-то думаем, что нам все время кто-то должен. А сами, как тот Иванушка из сказки, будем лежать на печи. Хватит быть субъектами сказок! Никто за нас ничего не сделает, надо вставать и работать!

Фото: Фото Юлии Мазановой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем