Больше сотни диких уток, еще минуту назад мирно плавающих на Качинском пруду, поднимаются из воды и с оглушающим криком улетают на разминку крыльев. История про то, что несколько лет назад на водоеме в Дзержинском районе жили всего четыре птицы, после такого переполоха кажется простой небылицей.
Что ни говори, а птичий мир живет по своему собственному и непонятному обывателям расписанию. Еще минуту назад утки медленно проплывали по зеркальной глади, а теперь устроили показательные выступления: выпрыгивают из воды, машут крыльями и радостно кричат о чем-то своем. Впрочем, такие забавы приходятся по нраву далеко не всем. Нахохлившиеся «старейшины» быстро уходят на лед, ищут укромный уголок и переходят на ворчливый, будто даже стариковский, гомон.
— Несколько лет назад мы купили четырех уток у охотника. Подрезали им крылья и поселили в пруд, — рассказывают сотрудники ближайшего кафе. — Тут течет родник, поэтому весь год температура воды не опускается ниже +12... +14 градусов. Никакого подогрева не нужно.
Учуяв запах хлеба, огромная стая уток мигом собирается у берега. Правило: «Кто первый встал, того и угощения» работает безотказно: самые проворные прямо на лету выхватывают и моментально проглатывают щедрые ломти. Если кусок хлеба не поместится в клюв за один раз, то придется изловчиться и, подобно футболисту, обойти всех защитников. Ох, и ненасытный народ эти птицы.
— В начале мая они у нас начинают высиживать яйца: чаще всего, уходят куда-то в район гаражей, а потом приносят нам 10–11 маленьких утят, — рассказывают волгоградцы. — Мы сразу же забираем малышей и отпускаем в воду, чтобы вороны или кошки не съели. Этим летом мы решили их посчитать: 324 штуки. Иногда они улетают, немного гуляют, разминают крылья и возвращаются назад. Мы их кормим зерном и хлебом. А уж посетители дают и морковку, и батон... Они ведь к ним порой прямо на стол запрыгивают. Вообще птицы стали ручными. Вы где видели, чтобы дикие утки так близко к человеку подходили?
После сытного перекуса утки быстро охладевают к развлечениям: одни с громким гоготом уходят на лед, а другие вылетают на «разминку». Вместо неугомонных уток в воду, наконец, ныряет пара белоснежных лебедей: Лиза — птица с ярко-красным клювом — живет на пруду уже девять лет.
— У нее был супруг, но лет семь назад его съели собаки, — вспоминает управляющий кафе Андрей. — Месяца три назад мы купили еще одного лебедя, чтобы Лизе не было так скучно. Первые три недели она его даже не подпускала к себе. А сейчас, кажется, проявила благосклонность.
— Лизу я купил у охотника. Они хотели из птицы сделать чучело, — подтверждает волгоградец. — Сейчас у нее появился новый друг. Имени ему мы, правда, пока не дали.
Птичий отряд на Качинском пруду уже почти невозможно представить себе без голубей. Кажется, что сейчас они прилетают к воде не только за горстками зерна. Дружеская атмосфера и старые, слегка крикливые, приятели — согласитесь, что причины повесомее одного сытного обеда.
— Только на зиму мы покупаем четыре тонны зерна, — рассказывают волгоградцы. — Лебеди кроме этого угощения с удовольствием едят и ветки молодой ивы. На пруду птицы чувствуют себя в полной безопасности. Мы их не убиваем и следим, чтобы их не трогал никто другой. Кстати, тут водится еще и очень много рыбы: пара больших сомов килограммов на 50, много красноперки, толстолобики до 3-4 килограммов, сазан и карп. Видели бы вы, как весной они подплывают прямо к берегу и, лениво открывая рот, хватают куски хлеба. Всех ведь кормим.