А вот еще порция проблемных вопросов по ПДД в продолжение прошлой темы. Бывает, что на приведенных ниже вопросах заостряю внимание, бывает, об их особенностях умалчиваю. Предполагаю, что повторение некоторых вопросов из билетов и комментарии к ним вам будут интересны.
Вопрос: по какой траектории вам разрешено выполнить разворот?
Правильный ответ: только по А.
Комментарий: вопрос принципиальный для тех, кого наказали за разворот по малому радиусу. Полицейские придумывают массу обоснований, что в разрыв разделительной полосы разворачиваться по малому радиусу нельзя. Например, говорят, что разворот – это два поворота налево, забывая, что при повороте водитель одну дорогу покидает, а на другую въезжает, а при развороте просто меняет направление своего движения на противоположное в пределах той же дороги.
Все неоднозначности снимаются нанесением в разрыв разделительной полосы сплошной или двойной сплошной линии разметки, как показано на рисунке. Верховный суд давно признал, что движение левее сплошной – выезд на встречную полосу с наказанием в виде штрафа в 5 тыс. руб. или лишением права управления на срок от 4 до 6 месяцев.
Соответствующие поправки в ПДД лежат под сукном.
Если полицейский с пеной у рта доказывает, что разворот по траектории Б в отсутствие сплошной линии разметки – нарушение, то он ни о мнении Верховного суда, ни о ПДД и даже о билетах ГАИ ничего не знает.
Вопрос: кто из водителей нарушил правила стоянки?
Правильный ответ: только водитель автомобиля А.
Комментарий: по ПДД на местном уширении проезжей части в отсутствие табличек «Способ постановки на околотротуарную стоянку» автомобили разрешается ставить только параллельно краю проезжей части, как это сделал водитель Б.
Но включайте логику. Если перед вами – местное уширение проезжей части, то водителям необходимо сообщить информацию, для чего данное местное уширение предназначено: для движения или для стоянки? Соответственно, ставится или знак «Начало полосы», или знак «Парковка».
Никаких знаков на картинке мы не наблюдаем, следовательно, это не местное уширение проезжей части, а прилегающая территория. И ставить автомобили разрешается, как заблагорассудится водителям. Данная логика заложена и в ГОСТах.
Но на занятиях с умным видом приходится говорить, что любой асфальт рядом с дорогой – местное уширение проезжей части, и ставить автомобили можно только в позицию Б.
Вопрос: при наличии какого знака водитель должен уступить дорогу, если встречный разъезд затруднен?
Правильный ответ: А и В.
Комментарий: со знаками В и Г проблем не возникает – с чьей стороны красная стрелка, тот дорогу и уступает. Про особенности знаков А и Б многие забывают. Во-первых, знаки, как и текст, читаются слева направо. Следовательно, знак А – крутой спуск, знак Б – крутой подъем. И на подъеме-спуске действует правило: кто идет на подъем, имеет преимущество. Кто идет на спуск – обязан дорогу уступить.
Этот вопрос для данной статьи я выбрал не случайно. Если вы поехали из Челябинска в сторону Уфы, то вам придется преодолеть не один спуск-подъем. Помните, что когда вы идете на спуск, а на встречной полосе препятствие, то вы обязаны притормозить и встречные пропустить.
Не дай бог, если из-за вас встречная фура зимой встанет на подъеме. По льду ее однозначно потащит вниз… 100% ДТП, и виноваты будете вы. А груза в фуре – на миллионы рублей, и вашим правнукам хватит расплачиваться. Вот такие нехорошие знаки.
И в заключение очень странный вопрос.
Вопрос: разрешено ли водителю движение задним ходом для посадки пассажира на этом участке дороги?
Правильный ответ: разрешено.
Комментарий: к ответу претензий нет – под знаком «Движение прямо» задний ход разрешен. Курсантов смущает постановка вопроса: почему женщина вне транспортного средства – пассажир, а не пешеход?
Включаем логику: «Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге… и не производящее на них работу». Если женщина на картинке – не пешеход, то она выполняет на дороге какую-то работу. И, видимо, водитель автомобиля – работодатель.
Но речь не об этом. Речь о том, что какую бы работу женщина на дороге ни выполняла, ПДД соблюдать нужно, и, например, если мы видим эту женщину на мосту, где в попутном направлении одна или две полосы, то подъезжать к ней задним ходом уже нельзя.
Вообще образ голосующей женщины в билетах очень популярен. Навскидку ей отведено с десяток вопросов. И, видимо, этот образ составители билетов используют, чтобы лишний раз призвать водителей соблюдать ПДД при остановках.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора