Что витает в воздухе? Рассказываем, какие изменения могут коснуться автомобилистов уже с 1 января 2018 года. Маленький спойлер – ничего особо хорошего нам не пророчат.
Деление водителей на две касты
Первые – ездят на легковушках на дачи, работу и в магазин. Вторые возят грузы и пассажиров. Любители и профессионалы. По мнению Союза автошкол, подготовка таких водителей должна отличаться. Любителям предлагают снизить нагрузку в автошколе процентов на 30.
А вот профессионалам – наоборот готовить получше, да и затем контролировать больше. Говорится, в частности, о внедрении электронных путевых листов, в которые будет заноситься вся информация о водителе, маршрутах его передвижения и грузах. Есть еще также идея выдавать профессионалам чипированные права, с помощью которых они могли бы фиксировать каждую свою посадку за руль. Тогда появится возможность контролировать все профавтомобили. Необходимо, по мнению экспертов, и ужесточение наказаний за нарушения ПДД такими автомобилистами – ведь на водителях автобусов и грузовиков лежит гораздо большая ответственность.
– Сейчас за нарушения отвечает владелец грузовика, а не водитель, – цитируют «Известия» председателя Союза автошкол Александра Ачкасова. – А сам нарушитель, даже если его уволят с работы, спокойно устроится в другое место. Именно такие и становятся виновниками страшных аварий, губят людей. Их надо выявлять и после определенного числа нарушений лишать профессиональных прав – пусть на дачу на своей машине ездят. Тогда люди будут дорожить своей репутацией и своей работой. За рулем фур не будет пьяниц, наркоманов, хамов.
Напомним, ранее широко обсуждалась идея ввести для автошкольников специальных курс по самостоятельному оформлению ДТП. Правда, как выяснилось, он и раньше был в программах обучения водителей, но в 2014 году почему-то пропал. При этом большинство автошкол продолжали исправно рассказывать будущим автомобилистам о том, что такое «Европротокол» и как его оформить.
Пьяным водителям – дорогое ОСАГО
Страховщики уже давно говорят о том, что нынешние повышающие коэффициенты не нужны: региональный – устарел, а мощностный – необъективен, поскольку нет статистики, которая подтверждала бы, что более мощные автомобили чаще попадают в аварии.
Вместо них предлагают поставить прямую зависимость стоимости ОСАГО от стиля вождения конкретного человека. В частности, для человека, который попался пьяным за рулем, страховка может вырасти в пять раз.
Ранее сообщалось также, что полис встанет в копеечку и тем водителям, которые допускали грубые нарушения ПДД, вроде проезда на красный и значительного превышения скорости. Здесь пока не сообщается, каким будет повышающий коэффициент.
О том, выгодны ли будут такие поправки добросовестным автомобилистам, читайте в материале «Закон о "народном ОСАГО": снизится ли стоимость полисов».
Мощные машины подорожают
На днях стало известно, что проект федерального бюджета на 2018–2020 годы предполагает увеличение акцизов на автомобили от 150 лошадиных сил и более. Как сообщают «Ведомости», уже в следующем году такой шаг позволит получить в бюджет почти 14 миллиардов рублей.
– Расширение шкалы акцизов приведет к росту цен на машины верхнего среднего и премиального сегментов, поскольку в бюджетном сегменте используются моторы меньшей мощности, – приводит «Автостат» слова исполнительного директора аналитического агентства Сергея Удалова. – Причем цены вырастут больше, чем размер акциза, – нужно учитывать еще и уплачиваемый НДС.
Эксперты утверждают, что по кошелькам потребителей это ударит не так уж и сильно. Те, кто покупают машины стоимость 2-3 млн рублей, смогут подобрать себе что-то менее мощное и тем самым избежать повышенного акциза. Ну а те, кто предпочитает авто стоимостью от 5 млн рублей, не особо заметят подорожания на 100 тысяч.
Однако уже сейчас можно просчитать, что с новыми акцизами налог на авто мощностью в 250 л.с. вырастет вдвое: 105 000 руб. превратятся в 224 000 руб.
Бензин тоже подскочит в цене
Еще одна грустная новость для автомобилистов – внеплановое двухэтапное повышение акцизов на топливо, которое может произойти уже в 2018 году. Налоговая ставка вырастет на 50 копеек за литр сперва с 1 января, а затем с 1 июля.
Со ссылкой на чиновников «Ведомости» сообщают, что такой шаг принесет 55-60 млрд рублей в бюджет. Эти средства в итоге могут быть направлены на развитие дорожной сети – в Крыму, Калининграде, а также других городах и регионах страны.
Что все это значит для конечных потребителей – автомобилистов? По подсчетам Минэнерго и Минфина, розничная цена литра топлива из-за повышения акцизов может вырасти до 1,5% (60 копеек).
Напомним, сегодня средний ценник на АИ-95 в России составляет 40,42 руб. за литр. По данным сервиса Yandex.ru, в октябре прошлого года он был 38,09. То есть всего за год «девяносто пятый» вырос в цене на 2,33 руб.
Литр АИ-92 сегодня можно приобрести по цене 37,32 руб. В прошлом году его стоимость была меньше на 2,4 и составляла 34,92 руб.
Ну и не стоит забывать, что лишний рубль в цене бензина – это почти 2000 рублей дополнительных расходов для автомобилиста в год, что сопоставимо с транспортным налогом на машину небольшой мощности (расчет при условии среднего расхода – 10 л/100 км, пробег – 20 тысяч км в год).
Марина Фомина
Фото: Татьяна Тихонова