Музей предметов и техники из СССР создал в столице российской провинции — городе Урюпинск Волгоградской области — Александр Фирсов. Основой его коллекции стали многочисленные мотоциклы, мопеды, мотороллеры и велосипеды, а украшением — вещи ушедшей эпохи: фотоаппараты, пылесосы, холодильники и неизменные ковры. Возглавляет же экспозицию легенда советского автопрома — ярко-оранжевый «Запорожец».
Так как свой частный музей Александр Фирсов открыл в собственном гараже, то и название ему подобрал соответствующее — «Ретрогараж № 1». Впрочем, второго такого гаража в Урюпинске пока нет.
— Техникой я увлекаюсь с детства. Мой первый велосипед-тандем, собранный из двух «Уральцев», я сделал еще в третьем классе, — рассказал корреспонденту V1.RU Александр. — Потом уже собирал множество велосипедов самых различных конструкций, самодельных машин с двигателем от газового мопеда. Но, к сожалению, они до сегодняшнего времени не дожили. Тогда, в том возрасте, не думал о том, чтобы сохранять что-то или хотя бы фотографировать, а надо было.
Частные музеи набирают всё большую популярность, недавно мы навещали Александра Егорова, который в подвале собственного дома собрал огромный и уникальный военный музей.
Постепенно увлечение ремонтом и сборкой техники переросло в собрание коллекции мотоциклов и других самодвижущихся средств перемещения из 50-70-х годов.
— В моей коллекции несколько десятков мопедов и мотороллеров, а также мотоциклов советского и импортного производства. И, конечно же, автомобиль «Запорожец», пока только один, — рассказывает Александр. — Не все экспонаты помещаются в ретрогараже. Помещение небольшое, и все они не влезли. Поэтому значительную часть коллекции приходится держать закрытой для просмотра.
Для своего музея Александр Фирсов сам разыскивает старые, списанные и заброшенные владельцами мотоциклы и мотороллеры, сам их красит, шпаклюет и реставрирует, стремясь соблюсти достоверность вплоть до каждого винтика.
— Основная масса экспонатов приобретена в соседних районах. Попадаются в различной комплектации, бывают все в сборе, а бывает, что в руки попадают только отдельные части: рама, бак. Потом начинается процесс осмотра деталей на пригодность, комплектование недостающими. Помогает интернет, зная моё увлечение, привозят разные железки знакомые. Когда комплектование закончено, начинается процесс восстановления — реставрации, и только после этого получается мотоцикл, который не стыдно и людям показать.
Часто Александр успевает перехватит даже то, что люди уже несли в сторону помойки. В дело идут и ржавые разводные ключи, и старые плакаты, и всевозможные запчасти.
— Так у меня в музее появилась инсталляция мастерской 60-х годов по ремонту мотоциклов, — гордится результатом владелец музея. — Показываю все, что тогда было повсеместно распространено, а сейчас совсем забыто — инструменты и приспособления тех лет, станки и прочее.
Большинство «железных коней» из коллекции Александра на ходу и неоднократно принимает участие в различных выставках, праздниках и мероприятиях вроде дня города Урюпинска.
Помимо коллекционирования Александр занимается ещё и моделированием — из деталей, которые ну никак не найдут своего применения по прямому назначению он мастерит авторскую мебель и всевозможные арт-объекты.
Диана Бакулина