Эксплуатация автомобиля в летний период на первый взгляд кажется более простой чем в зимние морозы, однако, многие неопытные водители забывают, что в жару многие системы автомобиля начинают вести себя экстремально, а конструктивные материалы кузова и ведущих узлов изменяют свои физико-технические характеристики. Следовательно, расслабляться водителям летом не стоит, а безопасность и комфортность управления транспортным средством будет во многом зависеть от грамотной подготовки машины к переходу на жаркий сезон.
Уход за автомобилем в преддверии летней жары имеет свои особенности:
особого внимания требуют системы и узлы, сильно нагревающиеся в процессе технологического цикла (топливная и тормозная система, трансмиссия и подвеска);
требуется замена большинства технических жидкостей с зимних на летние;
необходим сервис кондиционера или системы климат-контроля;
следует провести обслуживание стеклоочистителей и подготовить их к летним дождям.
Обычно межсезонное техническое обслуживание выполняется на СТО, где мастера хорошо знают весь цикл сервисных работ. Впрочем, большинство систем и узлов автомобиля вы можете обслужить самостоятельно, если будете точно знать, что и где требует контроля и сервиса.
Двигатель и система охлаждения
На жаре выше 25 °С перегрев двигателя — обычное явление. Вы заводите автомобиль, который уже нагрелся под солнечными лучами, а 5–10 минут движения разогреют двигатель до критической температуры, после чего автомобиль заглохнет и «запарует».
Учтем также, что зимой мотор работал с повышенной нагрузкой — холодные пуски, длительный прогрев, температурные перепады. Износ узлов силовой установки увеличен, могут барахлить термостат или вентилятор, засорены воздушные фильтры, замены требует масло.
визуальный осмотр двигателя;
проверку герметичности топливопроводов;
проверку исправности и герметичности системы охлаждения (радиатор, воздуховоды, термостат с вентилятором);
замену охлаждающей жидкости.
Не забывайте, что замерзший зимой мотор оттаивает и отогревается, а перегретый летом двигатель может потребовать очень дорогого капитального ремонта. Поэтому, если лампочка температуры двигателя на панели начинает сигнализировать о критическом нагреве, — остановитесь, долейте воды в бачок охладителя (емкость с жидкостью следует возить с собой).
Отдельное внимание бензонасосу (его необходимо периодически охлаждать в поездке) и радиатору: на нем не должно быть повреждений, пробоев, мусора, а в трубопроводах утечек.
Также требуется обслуживание аккумуляторной батареи, особенно, если она у вас не новая. Зимой АКБ также пришлось трудиться на повышенных нагрузках, и ее емкость могла существенно снизиться. Необходимо замерить емкость и уровень заряда, осмотреть корпус батареи на целостность и возможные утечки электролита, почистить клеммы, проверить уровень/плотность электролита и долить его (если батарея — обслуживаемая).
Тормозная система
Изрядно изношенная на зимних дорогах тормозная система — также объект вашего пристального внимания в межсезонье: на перегретом асфальте она продолжит разрушаться. Диски и колодки под воздействием термических нагрузок начнут менять свои физические характеристики и деформироваться, а тормозная жидкость может закипеть. Это значит, что эффективность и скорость реакции системы на педаль тормоза замедлится, а заклинивание колес станет ненадежным.
Вам предстоит:
провести тщательный осмотр узлов тормозной системы;
заменить изношенные фрикционные элементы;
отрегулировать прилегание колодок к колесным дискам;
проверить суппорты и безотказную работу ручного тормоза;
заменить тормозную жидкость (при необходимости).
Замена тормозной жидкости обычно требуется в среднем один раз в два года. При этом, если свежая жидкость выдерживает нагрев до 200 °С, то старая закипает уже при 120 °С. Поэтому, как минимум, следует проверить содержание в тормозной жидкости воды, а если приближается регламентная замена — залейте свежую жидкость.
Рулевое управление
Рулевая колонка зимой также работала при повышенных механических и температурных нагрузках. Ее исправность и чувствительность руля имеют важное значение — на сухой дороге, разбитой после зимы, нагрузки на рулевое управление увеличатся.
Поэтому вам следует проверить состояние пыльников, работу рулевой рейки, отрегулировать появившиеся люфты и заменить изношенные детали.
Кондиционер
Система вентиляции и кондиционирования салона чаще всего не используется зимой и требует проверки и обслуживания перед началом летней жары. Необходимо проверить ее на наличие шумов, вибраций, засорения, неприятных запахов и на качество подсушивания (как быстро воздух высушивает запотевающие стекла в салоне).
Чтобы «оживить» кондиционер, необходимо:
провести осмотр системы на механические повреждения и наличие коррозии;
проверить герметичность системы охлаждения и возможные места утечки хладагента;
проверить исправность конденсора, компрессора (натяжение ремня), датчиков;
замерить объем фреона и уровень давления в системе;
выполнить антибактериальную обработку испарителя;
проверить, почистить или заменить салонный фильтр (рекомендуется замена каждые 10 000 км пробега);
проверить и аккуратно прочистить теплообменник.
Стекла и стеклоочистители
Важно помнить, что стекла в автомобиле за зиму пережили множество температурных перепадов, из-за чего приобрели большую хрупкость. Если за это время поверхности травмировались. Возможно появление микротрещин и сколов, которые в летнюю жару начнут активно разрушать структуру стекла.
Если автомобиль долго простоит на солнце на неровной поверхности (например, уклон), то старые дефекты под влиянием перегрева и минимальной деформации кузова могут привести к тому, что стекло просто лопнет. Поэтому предсезонный осмотр и недорогой ремонт микротрещин — обязательная часть технического обслуживания.
Не забывайте летом правильно обдувать стекла в салоне автомобиля: прямой поток холодного воздуха от кондиционера также может вызвать растрескивание лобового стекла. Чтобы избежать его, сначала медленно охладите воздух в салоне и только потом направляйте воздушный поток на стеклянные поверхности.
Щетки стеклоочистителей («дворники») обычно после зимы серьезно изношены, так как работали практически ежедневно и находились под постоянным воздействием высокой влажности и низких температур. Кроме того, могут нарушиться трапеция стеклоочистителя, «закиснуть» шарниры. Если дворники в холостом состоянии работают медленно или застревают при движении, необходимо разобрать конструкции и смазать механизм и пересохшую резину щеток заменить.
Углы установки колес и летняя резина
Согласно регламентам ТО, углы установки колес проверяют не реже раза в год или каждые 15 000 километров пробега. Но после зимы и смены резины на летнюю имеет смысл проверить углы установки колес.
Переход на летние шины желателен не раньше, чем ночная температура установится на уровне не ниже +5 °С. После этого имеет смысл выждать еще неделю и «переобуться».
К этим обязательным мерам следует добавить также защиту (установка светоотражающего экрана или тонирование верхней части стекол) и постоянное проветривание салона, парковаться в тени, не оставлять надолго машину на открытом солнце.
Если вы являетесь владельцем Volkswagen, то подготовить автомобиль к летнему сезону и пройти полную диагностику в официальном сервисном центре Volkswagen «Волга-Раст» можно всего за 999 рублей1, а также получить выгоду 20%2 на работы и оригинальные запасные части.
Топ акций сервисного центра в мае:
1. Акция действует с 01.03.2020 по 31.05.2020 г. Клиенту предоставляется право на получение комплексного предложения в виде проверки автомобиля марки Volkswagen по специальной цене.
2. Выгода в размере 20% предоставляется клиенту на приобретение оригинальных деталей и работ, выявленных в ходе проверки. Стоимость работ по проверке автомобиля Volkswagen, а также подробные условия акции необходимо уточнять в отделе сервиса официального дилера Volkswagen «Волга-Раст». Предложение не является публичной офертой, сроки акции и условия могут быть изменены на усмотрение дилера.
3. Акция действует с 20.04.2020 по 30.06.2020. В работы по биоочистке системы кондиционирования входит: проверка системы кондиционирования, антибактериальная обработка кондиционера, замена салонного фильтра. Стоимость услуги от 2900 рублей рассчитана для модели Volkswagen Polo. Стоимость на другую модель рассчитывается индивидуально в официальном сервисном центре дилера «Волга-Раст». Предложение не является публичной офертой. Организатор ООО «ВР-Моторс».
4. Точную стоимость на работы и оригинальные запасные части уточняйте у мастеров-консультантов. Акция действует до 31.12.2020. Предложение не является публичной офертой.
Записаться на сервис и уточнить всю необходимую информацию можно у официального дилера Volkswagen «Волга-Раст» по телефону: +7 (8442) 781–333.