Управление федеральной антимонопольной службы возбудило дело о нарушении закона о рекламе в отношении автоцентра «Восход Авто». Антимонопольщики сочли рекламу центра очень схожей с рекламой других, скандальных, автосалонов «Волга», «Волга Град» и «Лазурит». Наш корреспондент съездил в этот автосалон и посмотрел, как там продают машины горожанам.
— Дело было возбуждено по собственной инициативе антимонопольного органа, — рассказали V1.RU в ведомстве. — Внимание службы привлекла массированная интернет-реклама с указанием крайне низких процентных ставок по автокредиту и прочих привлекательных для потребителей условий, в том числе путевки в Турцию, а также оплата дороги до автосалона и высокий процент одобрения автокредитов.
Антимонопольщики уточнили, что гиперссылка в рекламе вела на сайт автосалона «Восход Авто», где указан адрес рекламируемого автоцентра, размещена заявка на автокредиты, указаны логотипы шестнадцати «банков-партнеров». Установлено при этом, что практически у всех указанных на сайте банков фактически отсутствуют партнерские отношения с автомобильным центром «Восход Авто». Более того, программы автокредитования с заявленной в рекламе низкой процентной ставкой в размере 2,9%, 4,5% в указанных банках также отсутствуют.
Как пояснила председатель комиссии по данному делу заместитель руководителя Волгоградского УФАС России Ирина Никуйко, в ведомстве решили не ждать потока обманутых горожан.
— Пока речь идет о наличии признаков нарушения рекламного законодательства, — уточнила заместитель руководителя ведомства Ирина Никуйко. — В рамках рассмотрения дела УФАС предстоит окончательно выяснить, реализует ли на самом деле автомобильный центр «Восход Авто» автомобили по стоимости и с процентными ставками автокредитования, указанными в распространяемой рекламе. Используя опыт предыдущих дел, на этот раз мы решили сработать на опережение и, не дожидаясь заявлений обманутых потребителей, возбудили дело о нарушении рекламного законодательства по собственной инициативе, так как увидели подозрительно похожую рекламу с признаками недостоверности и прочими многочисленными нарушениями закона «О рекламе».
Корреспондент V1.RU решил на себе испытать спецпредложение автосалона. Под видом покупателя он съездил в салон, где хотел купить новенький «УАЗ-Патриот».
Первое, что бросилось в глаза у автосалона — это огромное количество разномастных и разношерстных автомобилей. В одном ряду на стоянке может стоять «Лада-Гранта», рядом с ней — Renault Arkana, затем какая-нибудь Skoda, чуть позади — Volkswagen, за ним — Hyundai, потом Nissan и несколько «Нив». В шоуруме картина столь же пестрая, но все машины подобраны, по крайней мере, по цвету.
Девушка на ресепшн, который расположен сразу же у входа, ненавязчиво интересуется — есть ли договоренность о встрече и запись к конкретному менеджеру. Услышав отрицательный ответ, измеряет температуру и удаляется позвать кого-нибудь, кто мог бы уделить время.
Представившийся Александром молодой человек широкими шагами спешит навстречу и доверительно протягивает руку, с ходу предлагая совет и помощь.
По легенде корреспондент хотел «УАЗ-Патриот» на механике с кондиционером. В комплектации «Оптимум» в этом автосалоне он стоит 779 тысяч рублей. Сразу выясняется, что машины остались только в двух или трех цветах, и без доплаты в 20 тысяч рублей можно приобрести только белую. За другие цвета доплата 20 тысяч рублей. К слову, на официальном сайте УАЗа такая же комплектация стоит 945 тысяч, а вот за выбор цвета предлагается доплатить всего 12 900.
— Машина будет 2019 года, ее продали в лизинг, но потом не смогли выкупить, она осталась у банка, и банк теперь через наш автосалон его продает, — рассказывает менеджер. — Машина новая, все это время она стояла на месте, правда, иногда ее передвигали
На просьбу посмотреть машину Александр отвечает решительным отказом — мол, такие машины покупают достаточно редко, она находится на стоянке у банка, на которую не пускают даже сотрудников салона. Но если заключим договор и банк одобрит кредит, то в этот же день машину привезут. То есть сначала договор, а потом только можно увидеть саму машину.
— Гарантия на машину — три года, правда, машина 2019 года, поэтому гарантии осталось два года, — вдохновенно рассказывает менеджер. — Если что-то случится, вы приезжаете к нам, и мы устраняем все поломки.
Неудовлетворенной осталась и просьба распечатать примерный график платежей. В ответ менеджер пригласил в кредитный отдел, чтобы подписать какое-то предварительное соглашение. Отказ был и на просьбу увидеть текст этого соглашения. Похоже, что это та самая ловушка, на которую попались и о которой потом рассказывали V1.RU клиенты закрывшихся скандальных автосалонов.
К слову, у официальных дилеров никакой тайны из документов и предполагаемого графика платежей автосалон, торгующий машинами, которые можно, что называется, посмотреть и пощупать руками, делать не будет.
— Ни о каких «машинах на стоянке у банка» у официального дилера не может идти речи, — рассказали V1.RU в автосалоне «Агат Виктория». — Разговор с клиентом начинается с выяснения его пожеланий, касающихся машины, — двигатель, трансмиссия, цвет, комплектация, дополнительные опции. Затем менеджер вместе с клиентом идет смотреть конкретную машину, и только после этого начинается разговор о деньгах, когда человек уже выбрал конкретный автомобиль. Комплектация, стоимость автомобиля, стоимость дополнительных опций — это все открытая информация, которую может получить любой клиент нашего автосалона. Мы также не делаем тайны из расчета графика платежей и условий кредитования, особенностей услуги трейд-ин. Да, предоплата тоже допускается, как правило, это сумма в 30 тысяч рублей— это необходимо для того, чтобы конкретная машина уже была зарезервирована за конкретным покупателем. В случае одобрения кредита эти деньги идут в счет стоимости автомобиля, если же кредит не одобрят — деньги клиенту возвращают. И только после того, как банк даст «добро» на кредитование, заключается окончательная сделка, клиент получает ключи от машины и весь необходимый пакет документов для ее постановки на учет.
Психологи уверены, что менеджеры автосалона действуют по определенным протоколам, позволяющим добиться расположения клиента и заставить его действовать так, как им нужно. По сути, это манипуляция, имеющая в своей основе ослепляющее клиента желание получить большой профит как можно быстрее, а также заложенное в глубине психики базовое восприятие собеседника как честного человека. Защитой может послужить вовремя включенная критическая оценка предлагаемых условий и умение говорить «нет» тому, что предлагают в подобных салонах.
— Существуют определенные технологии воздействия на человека, — рассказывает психолог Анна Кубанцева. — Менеджер сразу пытается расположить к себе — он протягивает руку, смотрит в глаза, улыбается, всем своим видом показывает, что все сотрудники салона очень рады видеть потенциального клиента, что сделают все так, как именно он пожелает. Фразы начинаются и заканчиваются словами согласия, всё поведение менеджера демонстрирует человеку желание угодить. Менеджеры много и подробно рассказывают о достоинствах и преимуществах их предложения. Их задача — вложить в человека много лишней, ненужной информации, «заспамить» разум. И чем слабее способность человека к критическому мышлению, тем больше у него шансов попасть на эти уловки. Таким образом просто усыпляется бдительность человека.
По мнению психолога, способ защиты от такого воздействия один — помнить поговорку про мышей и бесплатный сыр.
— Не слушайте всё, что вам говорит менеджер, — продолжает Анна Кубанцева. — Читайте документы, не стесняйтесь останавливать его бурную речь, задавать вопросы и говорить «нет». На вашу неспособность к этому и делается ставка — менеджеры своим расположением, угодливостью, ставят человека в то положение, когда он начинает чувствовать себя обязанным и просто не может отказать. Совершенно не нужно стесняться просить документы домой, чтобы почитать их в спокойной обстановке и принять взвешенное решение. Не гоните от себя критические мысли, прислушайтесь к ним. Тем более, речь идёт о немалых деньгах. Если же вам не дают никаких документов — это уже однозначный сигнал.
V1.RU попытался получить комментарий по поводу работы менеджеров, а также претензий антимонопольной службы у руководства автосалона. Взявший трубку менеджер внимательно выслушал вопросы корреспондента, пообещал передать их руководству автосалона с уверением, что с нами обязательно свяжутся. Спустя три дня обратного звонка так и не последовало. Связаться с руководством автосалона также не удалось.
Редакция волгоградского информационного портала V1.RU готова выслушать представителей автосалона «Восход Авто» в удобное для них время и напоминает наш редакционный номер телефона +7 917 840–00–50. Также мы ждем звонков от волгоградцев, которые уже купили там автомобиль и готовы поделиться своим опытом покупки.