Волгоградское правительство впервые ограничило предельный уровень заработной платы руководителей всех государственных учреждений региона, установив предельное соотношение зарплаты руководителя и средней заработной платы рядовых сотрудников как 8 к 1.
Согласно утвержденной министерством труда и социальной защиты населения Волгоградской области методике, размер заработной платы любого руководителя любого госучреждения региона отныне находится в зависимости от сложности труда и эффективности его работы. Кроме того, размер заработной платы директоров госучреждений не может в десятки раз превышать размеры средней заработной платы служащих предприятия, как это частенько бывало ранее. Постановлением в зависимости от штатной численности учреждения установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей государственных учреждений Волгоградской области и средней заработной платы работников государственных учреждений Волгоградской области.
Предполагается, что, принятый нормативный правовой акт будет способствовать ограничению размеров заработной платы руководителей государственных учреждений Волгоградской области, оптимизации расходов областного бюджета, а также реализации основного принципа формирования системы оплаты труда руководителей – ее прозрачности.
Напомним, одним из основных стимулов для принятия такого рода документа стали результаты проверки региональной контрольно-счетной палаты, которая показала, что директора некоторых учреждений, подведомственных правительству области, получали необоснованно большие компенсации при увольнении и выплаты за напряженность труда, в результате чего месячная зарплата руководителей могла превышать в десятки раз заработок рядовых сотрудников.
Оценивая эффективность принятого документа, эксперты отметили, что в данном случае регион следует общероссийскому тренду.
«В этом году президент Владимир Путин уже выступал с аналогичным предложением, озвучив соотношение зарплат руководителей и подчиненных как 5 к 1, – напомнил депутат Волгоградской областной думы Михаил Таранцов. – Позднее министр труда РФ озвучил то, что в федеральное законодательство готовятся еще более жесткие поправки, речь шла о соотношении 4 к 1».
В числе положительных аспектов новой инициативы эксперты назвали и возможность усилить дисциплину директоров госпредприятий.
«На сегодняшний момент директора госпредприятий работают по сути бесконтрольно, – поясняет член Общественной палаты Волгоградской области Леонид Семергей. – Существующие на сегодня нормативы проверок никак не способствуют тому, чтобы люди работали на своих рабочих местах с предельной самоотдачей. В этой связи идея привязать заработную плату к каким-либо реальным показателям деятельности и эффективности работы предприятия выглядит весьма разумной».
С другой стороны, часть депутатов облдумы посчитала инициативу скорее популистской, чем экономически выверенной.
«Любое ограничение заработной платы топ-менеджеров способно подорвать кадровый потенциал отрасли, – считает депутат Волгоградской областной думы Николай Лукьяненко. – Нужно понимать, что если работа реально связана с большим моральным напряжением и временными затратами, требует высокой квалификации, то человек, безукоризненно ее выполняющий, имеет право и на достойную компенсацию. Согласитесь, сегодня ни у кого не вызывает возмущения тот факт, что хирург высочайшей квалификации заслуживает зарплату, в десятки раз превышающую ежемесячное вознаграждение санитарки по больнице. Введя ограничения, можно в итоге прийти к увеличению текучки кадров и столкнуться с тем, что руководящие посты займут люди с соответствующими знаниями. Поэтому принимаемое решение должно быть взвешенным и с точки зрения возможных негативных последствий».
В госучреждениях Волгоградской области предельный уровень будет установлен:
- со штатной численностью менее 10 единиц – в кратности от одного до двух;
- при штатной численности от 10 до 50 единиц – в кратности от одного до трех;
- при штатной численности от 50 до 100 единиц – в кратности от одного до четырех;
- при штатной численности от 100 до 200 единиц – в кратности от одного до пяти;
- при штатной численности от 200 до 300 единиц – в кратности от одного до шести;
- при штатной численности от 300 до 500 единиц – в кратности от одного до семи;
- при штатной численности от 500 единиц и более – в кратности от одного до восьми.