
Приходилось ли вам задумываться, как работает аэропорт и кто в ответе за благополучные взлеты и приземления как внутренних, так и международных рейсов? Вероятнее всего, нет. В рамках проекта «Люди в Деле» сайт V1.ru продолжает раскрывать профессиональные тайны рядовых волгоградских специалистов, чей труд скрыт от глаз обывателей.
Земля в обмен на небо
Шамхалов Муса Абдулкадирович, начальник аэродромной службы международного аэропорта Волгоград.
Нет на свете профессии более романтичной и возвышенной, чем пилот, управляющий серебряной птицей, парящей в небесах. Но мало кто знает, что взлететь самолету и совершить безопасное приземление, помимо пилота, помогают сотни работников, казалось бы, самых прозаических профессий. В штате международного аэропорта Волгоград трудятся более 650 человек, каждый взлет и прибытие сопровождают более 10 служб. Особую роль среди «земных» специалистов играет начальник аэродромной службы, который обеспечивает своевременность, регулярность и безопасность взлетов и посадок воздушных судов.

– Понимаете, когда вы идете на посадку или прилетаете рейсом, вы видите только людей в зоне досмотра, стюардов и, если повезет, самого пилота. Но это лишь верхушка айсберга под названием «аэропорт», – говорит Муса. – От эффективной работы аэродромной службы зависит, улетите ли вы в отпуск, навестите ли родных и успеете ли вы на встречу с партнерами по бизнесу.
Каждый рабочий день Мусы начинается в 8 утра с объезда взлетной полосы. Начальник аэродромной службы лично осматривает и дает заключение о готовности аэродрома к приему и выпуску самолетов, инспектируя состояние искусственных покрытий на наличие посторонних предметов, разрушений, разлив топлива. А это 53 Га, на которых Муса знает каждый сантиметр и каждую ямку.

Рассекая по территории аэропорта на своем «Патриоте», Шамхалов через стекло автомобиля замечает на полосе камень не больше пяти сантиметров в диаметре.
– Его здесь быть не должно, – говорит Муса. – Такой вот камушек или самая маленькая птичка способны попасть в двигатель и стать причиной аварии.

И если камни убираются вручную, то с птицами сотрудники аэропорта борются новейшими технологиями: на аэродроме есть механические и две биоакустические установки, а также восемь пропановых пушек, создающих симуляцию выстрелов и отпугивающих птиц.

– Я пришел в аэропорт простым специалистом по разметке, так сказать, красить аэродром, – вспоминает Муса. – Тогда я, как и все, не задумывался обо всех этих тонкостях работы воздушных ворот. Лишь став инженером, а затем возглавив аэродромную службу, я понял, насколько это тяжелый труд.
Благодаря бесперебойной работе службы Шамхалова, в которой трудятся 18 человек, и их коллег в этом мае аэропорт Волгоград стал лучшим по пунктуальности среди всех российских аэропортов и шестым среди европейских.
– Признаться честно, каждый день я иду на работу с удовольствием, – говорит Муса. – Понимаете, авиация – это такая сфера, в которую влюбляешься с первого взгляда. Мне никогда не надоедает смотреть, как взлетают и прилетают самолеты, как люди отправляются в путь по нашей полосе длиной 2800 м. Это несравнимо ни с чем.

Начальник аэродромной службы встречает и провожает каждый самолет. За 10 лет работы в волгоградском аэропорту он встретил больше 10 000 рейсов и успел многое повидать: как катались самолеты по обледеневшему полю, как рейс из Махачкалы просил посадки без шасси, но ни одного аварийного случая по вине сотрудников самого волгоградского аэропорта не было.
– Бояться летать не надо, – замечает Шамхалов. – Поверьте, мы делаем все, чтобы все самолеты в Волгограде благополучно и безопасно садились. И так же взлетали.

С началом реконструкции аэропорта у аэродромной службы Мусы прибавилось работы. В конце мая здесь была введена в эксплуатацию новая современная рулежная дорожка. Ориентировочно к октябрю этого года планируется завершить строительство новой магистральной рулежной дорожки и перрона, а там не далеко и до окончания строительства нового пассажирского терминала В для обслуживания внутренних воздушных рейсов, работы на котором ведутся опережающими темпами. Большинство из этих объектов после введения в эксплуатацию попадут в зону ответственности службы Шамхалова.

Официально рабочий день Мусы заканчивается в 17:00, но по сути он продолжается и дома, ведь самолеты волгоградский аэропорт принимает в любую погоду и в любое время суток. В редкие свободные дни Муса вновь посвящает себя небу – на счету бывшего десантника больше 10 прыжков с парашютом.

– Мечтал ли я стать пилотом? – задумывается Муса. – Я думаю, каждый третий мечтает обрести крылья – полетать на самолете за штурвалом. И мне этого хотелось. Но если бы сейчас мне предложили променять мою работу на крылья, я бы отказался. Пилоты – это воздух, а мы – земля, и ощущать ее под ногами – это тоже удовольствие.