Какому бизнесу не страшны кризисы и поветрия? Этот вопрос несколько месяцев волновал семью Бондаревых, которая не побоялась оставить три магазина в Новоаннинском районе и переехать в Волгоград. На общем совете супруги договорились о создании сети парикмахерских. Какую сумму они вложили в первую точку? Сколько человек записались на стрижку в день открытия? И как еще совсем юная парикмахерская переживает пандемию коронавируса? Об этом и многом другом — в нашей рубрике «Маленький, но гордый бизнес».
«С 14:00 до 15:00 мы закрыты на дезинфекцию. Вход только в маске и в перчатках». Не проработав и полугода, Виталий Бондарев сменил рекламные баннеры на листовки с предупреждениями от Роспотребнадзора. «Что поделать? Такие требования», — пожимает плечами Виталий Бондарев.
— Мы жили в Новоаннинском, но уже давно планировали переехать в Волгоград. В прошлом году старший сын поступил в медицинский колледж, и мы решили уехать вместе с ним, — вспоминает мужчина. — Продали коттедж и купили квартиру на улице Двинской. Раньше у нас было три магазина канцелярских товаров: два мы сдали в аренду, а один оставили себе. Работа настолько налажена, что мы почти там не появляемся.
Обустроив гнездышко для семьи с тремя мальчиками, супруги задумались о будущем. На поиск идеальной ниши, в которой не знают о страшных последствиях кризисов, Виталий и Татьяна потратили без малого полгода.
— Мне казалось, что парикмахерская будет всегда востребована. Мы даже не могли подумать, что нам грозит пандемия, — рассказывает предприниматель. — Когда окончательно выбрали направление, я проехал в городе все более-менее значимые сетевые парикмахерские: я даже старался замерять там выручку. То есть утром стригся кто-то из детей, а вечером — я. По чеку определяли, сколько клиентов пришло к ним за день.
Время обслуживание или качество услуги? Взвешивая все варианты, волгоградец отказался от погони за каждой минутой и передумал подписывать договор с уже раскрученной сетью парикмахерских.
— У меня был достаточно свежий Nissan X-Trail: на момент продажи ему было всего два года, — объяснил Виталий. — Его рыночная цена — миллион двести, но я торопился и отдал машину за миллион. Практически весь ремонт мы с сыновьями сделали своими руками. Вот даже стол, за которым мы с вами сидим. Я всегда выбирал из нескольких поставщиков и экономил солидные суммы. Помню, как мы заказали вывеску, за монтаж которой с нас неожиданно потребовали 80 тысяч рублей. У меня пропал дар речи — заранее об этой сумме никто не говорил. Нам явно выкручивали руки, понимая безысходность ситуации. В итоге мы все же отказались от этой услуги и открывались без вывески.
«В первый день работы аж сердце защемило»
Накануне открытия и дети Виталия Бондарева, и сам бизнесмен ходили по спальному району с пачкой листовок в руках: «Скидка на все услуги. Низкие цены для пенсионеров». Первый день работы показал: кампания не удалась.
— 25 ноября наши мастера подстригли трех человек: меня и двух сыновей, — улыбается Виталий Бондарев. — Я понимал, что дальше будет лучше, но в тот день аж сердце защемило. Сначала мы ориентировались на пожилых людей, поэтому специально ввели фиксированные цены. Стрижка для мужчин стоит 149 рублей, для женщин — 199 рублей. Наша маржа составляет буквально 12 рублей. Повторюсь, у нас нет каких ограничений по времени. Самое главное, чтобы клиент ушел довольным. Помню, как однажды к нам пришел дедушка и ему предложили бесплатно помыть голову. Он даже не знал, как садиться на мойку. Удивившись такому отношению, он вернулся к нам с небольшим тортиком.
«В первый день мастера подстригли трех человек. Меня и двух сыновей»
За полгода в парикмахерской Kinki на улице Ткачева сменилось несколько мастеров. Весь путь — от открытия до непростого выхода с самоизоляции с предпринимателями прошли лишь два человека.
— На все оборудование мы потратили около 368 тысяч рублей. Еще около двухсот тысяч вложили в ремонт, — перечисляет волгоградец. — Больше миллиона ушло на дотацию бизнеса. Открываясь, мы платили мастерам не только фиксированный процент. Наши зарплаты были выше, чем на рынке, потому что мы инвестировали. Согласитесь, не каждый мастер пойдет во вновь открывшуюся парикмахерскую. После каждой стрижки мы узнавали мнение наших посетителей, чтобы выбрать топовых мастеров. Со дня открытия с нами работают два человека. Остальных мы заменили по тем или иным причинам — кто-то получал не очень хорошие отзывы, кто-то не нравился клиентам своим отношением. Мы являемся бизнесом, которые связывает мастеров и посетителей. И нам нужно сделать так, чтобы все было отрегулировано в обе стороны.
«Пока не ощутили, что у людей стало меньше денег»
Дела молодой парикмахерской расстроились еще в середине марта. После введения режима самоизоляции, вспоминает Виталий Бондарев, бизнес и вовсе остановился.
— Мы ощутили падение уже с 14 марта: оно шло в геометрической прогрессии, — делится мужчина. — Когда президент объявил о нерабочих днях, дело остановилось. Больше всего, конечно, пугала неизвестность. Мы заранее написали нашему арендодателю — аренда помещений на красной линии стоит дорого, — но до сих пор не знаем ответа. Надеюсь, все же договоримся.
«С 14 марта падение шло в геометрической прогрессии. А потом бизнес остановился»
На время вынужденного простоя Виталий и Татьяна забрали домой рабочий телефон и каждый день отвечали на стандартный вопрос: «Когда же вы откроетесь?».
— Накануне 21 апреля мы сделали смс-рассылку, предупредив горожан об открытии, — уточняет владелец парикмахерской. — В первые пять-шесть дней у нас был очень большой поток людей: чтобы не создавать очередей в помещении, люди стояли на улице. Потом посетителей стало гораздо меньше: сейчас у нас бывают хорошие дни, бывают «пустые». Пока мы не ощутили, что у людей стало меньше денег, потому что мы изначально ориентировались на клиентов со средним достатком.
Несмотря на ощутимое падение выручки, волгоградцы не жалуются на свое положение и даже строят далекоидущие планы.
— Мы не собираемся повышать цены. На мой взгляд, выбранная нами бизнес-модель будет работать и так. Планирую, что в июне — середине июля мы останемся на нынешнем уровне, а потом у нас повысится трафик, — говорит Виталий. — Повторюсь, что мы делаем акцент на пенсионерах и детях. После стрижки мы предлагаем им заглянуть в наш шкафчик и выбрать себе подарок.
За полгода маленький, но гордый бизнес Виталия Бондарева пережил столько событий, сколько запросто можно растянуть на несколько лет. И все же предприниматель не жалеет о переменах.
— Канцелярия — немного другой бизнес. Там все отлажено до такой степени, что мы почти не появляемся. А в парикмахерской у нас очень много контактов с людьми. Наверное, это и плюс, и минус. Когда жена приходит домой, ей нужно время, чтобы отойти от общения. Но мне нравится. Сейчас я не предприниматель, а ремесленник. Пока наших доходов не хватает, чтобы принять на работу администраторов, поэтому эту должность сейчас занимает моя жена, а в субботу и в воскресенье выхожу я. Но с другой стороны, в этом есть много плюсов. Мы сразу видим, что идет не так — прям моментально. Когда будем открывать другие парикмахерские, я планирую раз в неделю работать там администратором. Это, на самом деле, классная штука. Хотя я считаю, что лучший руководитель — тот, которого не видно.