В Волжском городском суде сегодня, 31 мая, огласили приговор по громкому делу о смерти роженицы Елены Мачкалян. Судья Марина Волкова назначила наказание заместителю главврача перинатального центра № 1 из Волжского Елене Поповой и заведующей одним из отделений Наталии Андреевой в виде лишения свободы сроком на два года и два года запрета заниматься лечебной деятельностью.
Трагедия семьи Арама Мачкаляна
Арам и Елена Мачкалян в 2017 году готовились стать родителями во второй раз. Супруги ждали появления на свет долгожданного сына. В январе 2017 года Елене стало плохо, и женщину доставили в больницу № 2 Волжского. После осмотра и анализов врачи подтвердили у роженицы диагноз «грипп» и назначили лечение. В ночь с 12 на 13 января у женщины открылось кровотечение. Утром следующего дня, 13 января, женщину перевели в Волгоградский областной клинический перинатальный центр № 1. Там врачи приняли решение вернуть Елену обратно в больницу № 2. Однако в тот же вечер женщину экстренно по жизненным показаниям перевели обратно в центр, где ей провели операцию по извлечению плода. Малыш, по данным врачей, родился мертвым, а состояние самой Елены начало резко ухудшаться, женщина впала в кому. Из перинатального центра не приходившую в сознание женщину перевели в волгоградскую областную клиническую больницу № 1. Без сознания Елена Мачкалян провела еще 10 дней и 26 января скончалась.
— Вечером 13 января 2017 года Лену для проведения экстренных преждевременных родов вновь доставили в перинатальный центр, — вспоминает Арам. — Когда ей начали делать кесарево, выяснилось, что ребенок — мертворожденный. Вместе с тем состояние жены стало резко ухудшаться, за небольшой промежуток времени она потеряла более 80% крови. На операционном столе Елена впала в кому. У нее установили почечную и печеночную недостаточность и отек головного мозга. Трое суток Елена находилась в перинатальном центре, а затем ее перевели в Волгоградскую областную клиническую больницу № 1.
Органами следствия было установлено, что медики перинатального центра, а именно заместитель главврача перинатального центра № 1 из Волжского Елена Попова и заведующая одним из отделений Наталия Андреева, действовали группой по предварительному сговору, оказывали умершей роженице услуги, не отвечающие требованиям безопасности.
Позиция прокуратуры
26 мая гособвинитель озвучил позицию прокуратуры, требующей реального лишения свободы для обоих медиков.
— Государственное обвинение настаивает на четырех годах лишения свободы с отбыванием заключения в исправительной колонии общего режима, — сообщила официальный представитель прокуратуры Волгоградской области Оксана Черединина. — Помимо этого, прокуратура просит суд назначить медикам перинатального центра Волжского наказание в виде запрета заниматься лечебной деятельностью на три года.
Вердикт Волжского городского суда
В Волжском городском суде сегодня, 31 мая, в очередной раз напомнили все обстоятельства нашумевшего дела.
— После обследования дежурные врачи, установив высокий риск преждевременных родов, рекомендовали продолжить терапию ОРВИ и в случае развития родовой деятельности выбрать метод родоразрешения в зависимости от акушерской ситуации. Игнорируя обязательный и обоснованный объем обследования и лечения, определенный дежурными врачами, не давая должной оценки клиническим проявлениям, угрожающим жизни и здоровью пациентки, заведующая акушерским отделением перинатального центра Наталия Андреева и заместитель главного врача по медицинской части Елена Попова, не проводя внутреннее акушерское исследование, приняли необоснованное решение о переводе Елены Мачкалян обратно в Городскую больницу № 2. Во время транспортировки и нахождения в больнице у пациентки продолжала развиваться серьезная акушерская патология, — рассказали в суде. — Спустя три часа ее экстренно, по жизненным показаниям, перевели обратно в перинатальный центр. Не принимая во внимание показатели Елены Мачкалян и ее ребенка, не давая оценки открывшемуся у нее кровотечению, врачи Андреева и Попова приняли решение провести родоразрешение через естественные родовые пути. Во время родов у пациентки открылось обильное кровотечение. В связи с чем Поповой при ассистировании Андреевой была проведена экстренная операция по родоразрешению путем кесарева сечения, в ходе которой был извлечен мертвый плод. После потери четырех литров крови пациентка впала в кому. Возникновение указанных патологических состояний явилось следствием совместного оказания Андреевой и Поповой медицинской помощи, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья пациента.
С учетом вышеперечисленного, обоим врачам назначено наказание в виде двух лет лишения свободы с отбыванием срока в исправительной колонии, а также два года запрета заниматься медицинской деятельностью. Однако взять под стражу медиков решено только после вступления приговора в законную силу.
Сразу после сегодняшнего суда супруг погибшей в 2017 году Елены Арам заявил, что сегодняшнее решение вовсе не считает победой.
— Два суда, два обвинительных приговора... В самом начале этого пути мне не верилось, что у меня хоть что-то получится доказать. Я не считаю всё это победой, нет, просто та справедливость, на которую я уповал, о которой говорил, восторжествовала. Я очень хочу сказать спасибо всем, кто эти четыре года был рядом и помогал мне, — заявил Арам Мачкалян.
Напомним, 1 апреля Дзержинский районный суд Волгограда поставил точку в деле о подмене органов умершей в 2017 году Елены Мачкалян. За серию должностных преступлений осуждены бывший главврач Волгоградского областного патологоанатомического бюро Вадим Колченко и его сообщники.
— Приговором суда основному фигуранту уголовного дела Вадиму Колченко назначено наказание в виде лишения свободы сроком на девять лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в два с половиной миллиона рублей, — рассказывала в апреле руководитель объединенной пресс-службы судов Волгоградской области Екатерина Вальковская. — Наталия Герасименко и Екатерина Черкасова также признаны виновными. Им назначено наказание в виде лишения свободы: Герасименко — сроком на два года, Черкасовой — один год шесть месяцев, с применением статьи 73 — условно, с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления сроком на два года.