Год — ровно столько понадобилось девятикласснику Стасу Вихненко, чтобы попытаться забыть ужасы допроса в отделении полиции Тракторозаводского района. Школьник только пришел в себя, как его обидчик снова дал о себе знать. Сотрудник полиции, который, по словам Стаса, грозил ему «домом распределения» и «тюрьмой для отца», в начале августа избил одноклассника Стаса — Сашу Костина.
Двух мальчиков-одноклассников Стаса Вихненко и Сашу Костина объединяет не только школа. Парни учатся в одном классе. И оба оказались в эпицентре скандалов и веренице уголовных дел. Стаса в позапрошлом году обвинили в пожаре, уничтожившем пять жилых домов, а Сашу в этом году заподозрили в распространении наркотиков. При этом один из мальчиков год работал с психологом после встречи с сотрудником полиции, задержавшим его на месте преступления. А второй был жестоко избит... как выяснилось, тем же сотрудником. Оба ребенка в качестве своего мучителя назвали одного и того же сотрудника полиции — Павла Деревякина.
Два года назад 6 апреля в поселке Верхнезареченском вспыхнул сильнейший пожар, который уничтожил пять домов. Он разгорелся в балке, среди камышей. Однако пожар быстро перекинулся на жилые дома, волгоградцы вместе с пожарными и полицией несколько часов боролись с огнем за свои дома и жизни. Спустя сутки сотрудники полиции заявили, что виновных в страшном пожаре, разрушившем пять домов, удалось установить. Виновными полицейские назвали двоих школьников, пойманных на месте пожара. Одним из них был Стас Вихненко. Мальчик вместе со своим другом отправились в балку после того как пожарные сообщили о локализации. Там же, по словам школьника и его мамы, к ним подошли люди в штатском.
— Я просто не знала, куда мне бежать тогда, — рассказывала Оксана Вихненко. — Сын пропал, и в течение получаса я не могла его найти. Потом он позвонил и попросил забрать его из полиции. Автобусы тогда не ходили, самоизоляция ведь. Мой муж пешком побежал в участок. На дорогу у него ушло около получаса. В это время Стаса допрашивали. Он потом рассказал, что на него кричали. Говорили, что отправят в какой-то «дом распределения», откуда никто не возвращается. Ему говорили, что если он не сознается, то посадят отца. Стаса допрашивали без родителей, без психологов, он у меня потом несколько ночей нормально спать не мог, кричал от того, что пережил.
Все эти события произошли весной 2020 года. После того как Стас сознался в том, что якобы поджигал балку, проблемы у семьи только начались.
— В МЧС признали, что поджигатель найден не был. В МВД дело было прекращено из-за того, что детям нет 14 лет. Но какая разница, ведь моего ребенка всё так же считают виновным в том, чего он не делал. Вскоре нам пришла повестка в суд. Как оказалось, хозяева пострадавшего дома с улицы Александрова подали на возмещение ущерба в администрацию, а там сразу же выдали все наши данные. В суде я не раз говорила, что мой сын не поджигал ничего, но всё равно нас признали виновными.
Уже два года семья пытается отстоять не только свою честь, но и имущество. По словам Оксаны Вихненко, сейчас на них многомиллионный долг, за который приставы пытаются отобрать у них комнату в коммуналке.
— Мы судимся, я пытаюсь показать свои документы, свои доводы довести, но меня даже слушать никто не стал, — рассказала Оксана Вихненко. — Но это всё не так страшно, как здоровье сына. После случившегося Стасу требовалась помощь психологов. Мы целый год занимались со специалистом. Он у меня спать нормально не мог. Он кричал ночами. До сих пор он с трудом об этом говорит, не хочет это всё снова ворошить. Нам удалось с помощью психологов стабилизировать его состояние, но всё вернулось снова, когда мы узнали про то, что случилось с Сашей, одноклассником Стаса.
Старые травмы у ребенка проявились снова в августе этого года, когда в семье одноклассника Стаса произошла трагедия. В начале августа 14-летний Александр Костин был избит сотрудниками полиции в балке поселка Верхнезареченского. У ребенка были диагностированы множественные гематомы и ссадины, Саше дважды потребовалась госпитализация. Школьника якобы заподозрили в распространении наркотиков, оба сотрудника полиции, как и в истории со Стасом, были в штатском. Однако мальчик попытался оказать сопротивление, за что и был избит. Одним из тех, кто избивал Сашу, был сотрудник полиции Павел Деревякин, увидев его, Стас сказал маме, что его допрашивал тот же сотрудник.
— Мы, когда узнали, что случилось с Сашей, сразу же связались с Ниной — его мамой, — рассказала Оксана Вихненко. — Она показала нам и фото этого Павла. Я, даже не подозревая, что могу оказаться настолько близка к правде, показала фото Стасу. Сын сразу же узнал его. Он сразу сказал, что тогда, два года назад, его допрашивал и кричал на него именно этот же сотрудник полиции. Я несколько раз переспросила Стаса, уверен ли он в этом. Сын сказал, что не смог забыть этого человека.
В случае с Сашей его мама сумела добиться не только служебной проверки в отношении сотрудников полиции, но и возбуждения уголовного дела. Обстоятельства, при которых был задержан Стас Вихненко, никто не проверял.
— Его не имели права допрашивать без родителей, увозить куда-то, — рассказала Оксана Вихненко. — Я за эти два года стала во много раз внимательнее, стала чуть более юридически грамотной. Стала обращать внимание на детали. Вы знаете, у нас был случай с этим же отделом полиции, когда возле нашего дома искали закладки. Мы и не поняли, что происходит. Позвонили в полицию. К нам приехали, нас опросили, а потом нашим одним звонком еще месяц закрывали свой план. Сотрудники полиции звонили мне ночью и просили в очередной раз подписать какие-то документы. В последний раз я уже им отказала и просила больше меня не беспокоить.
После того как Стас узнал в сотруднике полиции, избившем Сашу, того же оперативника, что допрашивал и его, Оксана Вихненко решила добиться проведения расследования.
— В нашем деле очень много нарушений, я уже обращалась в прокуратуру, писала к уполномоченному по правам ребенка, — рассказала Оксана Вихненко. — Но ничего не изменилось, моего сына всё так же обвиняют в том, чего он не делал.
Корреспонденты V1.RU ранее направляли запрос в ГУ МВД России по Волгоградской области на имя исполняющего обязанности руководителя пресс-службы ГУ МВД по региону Антона Корнаухова. Ранее он отказался устно комментировать ситуацию с избиением подростка, потребовав письменный запрос. Но, в нарушение установленных законом сроков, до настоящего времени официальный ответ на запрос от подполковника Корнаухова так и не получен. Мы направили очередной запрос в ведомство с просьбой уточнить информацию об отстранении сотрудника полиции, подозреваемого в превышении должностных полномочий, от работы.