Не оставив ни одного свободного места в зале, волгоградцы встают и громко аплодируют. Сегодня в Новом экспериментальном театре не встречали премьеру, а провожали в последний путь художественного руководителя Отара Джангишерашвили.
В полной тишине прорезаются первые ноты грузинской песни. Артисты театра, держа в руках красные подсвечники, подхватывают народную мелодию и все ближе подходят к гробу Отара Джангишерашвили.
— Он был для нас не просто режиссером, художественным руководителем или директором. Он — отец, — уверена актриса Нового экспериментального театра Светлана Кулакова-Блохина. — Я до сих пор помню, как я приехала из Днепропетровска и впервые встретилась с Отаром Ивановичем. Он ведь не очень хотел меня брать — искал хрупкую Джульетту. Но увидел и сказал: «Вы талантливая, и я вас никуда не отпущу». Он мощный и могучий человек, который всегда очень жалел всех нас. Может быть, горы дали его душе такое величие и полет. Знаете, когда начались атаки на театр, он держался очень отстраненно от всех интриг и подковерных игр. Он лишь говорил нам: «Ребятушки, не беспокойтесь. Пускай собака лает, а караван будет идти». Теперь у человека, к которому не приставала эта грязь, есть молитвенники. Ими станем мы — его дети.
«В его уход невозможно поверить. Столько радости жизни и творческой энергии было в каждом его спектакле, в каждом слове, в каждом поступке. Именно сейчас, в эти скорбные дни, приходится убедиться, что незаменимые все-таки есть. Ушел Отар Джангишерашвили. И с ним ушел его стиль. Стиль жить, дружить и работать так, как умел только он. Ярко, незабываемо, пронзительно». Генеральный директор и коллектив Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени Грибоедова.
На сцене с приглушенным светом вдруг появляются голубые лучи и распускаются струи фонтана. Того самого фонтана, о котором спорили и к которому так долго привыкали зрители спектакля «Ромео и Джульетта».
— Мы с Отаром дружим 30 лет. Часто встречались, гуляли по набережной вместе с его прекрасным пацаном. В июле ему бы исполнилось 75 лет. Он очень импульсивный, как и я, — вспоминает о своем друге общественный деятель Ефим Шустерман. — Но он был намного сдержаннее в оценках людей. И, тем не менее, были вещи, на которые мы смотрели одинаково. Он очень презирал тех, кого я называю «Швондерами от культуры». Они «помогли» ему уйти от нас. Думаю, тут все понятно. Я предлагаю в год 30-летия НЭТа, которой совпадает с 75-летием Отара Ивановича, на стенах театра повесить мемориальную табличку. Такая же плита должна появиться и на доме, где жил Отар Иванович. Это будет гражданская позиция и смелость наших чиновников, которые могли заставить народного артиста России по три часа ждать их в приемной.
«Больно. Очень больно при одной мысли, что Отара Джангишерашвили нет среди нас. Он ушел в самом начале весны, оставив цветущий сад уникального и неповторимого театра, который был главным делом всей его жизни. Грузин по крови и русский по духу, он доказал, что театр — это поле битвы за человека и во имя человека. Мастер оставил после себя храм, в котором успел сказать миру много доброго. Он бесконечно любил своего актера и свою публику. Ныне прерывается благая театральная ветвь от Отара Джангишерашвили». Заслуженный деятель искусств России, главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров.
С искренними слезами о художественном руководителе Нового экспериментального театра вспоминают не только его ведущие артисты. По словам сотрудников, за помощью к Отару Джангишерашвили могла прийти и простая уборщица, и столяр.
— 26 лет назад я посмотрела два спектакля в НЭТе и решила, что хочу делать все для этой труппы и для этого руководителя, — утирая слезы, вспоминает ведущий специалист по кадрам Ирина Боганова. — Сначала я продавала билеты, а через пять лет Отар Иванович доверил мне руководить кадрами. Сегодня я потеряла отца. К нему ведь всегда можно было прийти хоть с радостью, хоть с печалью. Он помогал всем: деньгами, подсказкой, врачами. Он держал всех нас и не давал упасть духом. Когда обострилась травля, Отар Иванович собрал всех нас и очень просто сказал: «Я с вами. Мы выстоим. Мы победим».
«Сколько зависти в страшном стрелке, сколько злобы крутого замеса. Он, как киллер, уйдет налегке. С позывным что-то вроде Дантеса. Он не ведает, что натворил. Часто правящий правит без правил. Что ему, что он осиротил, что очаг без догляда оставил. Маршал сцены, в строю генерал — ты лежишь, словно воин народный. Ты ни пяди своей не отдал. Сын России, сын Грузии вольный». Поэт Владимир Овчинцев.
Провожая Отара Ивановича аплодисментами, артисты театра объявили: их художественный руководитель НЭТа завершает 30-летие и уносит со сцены свой неповторимый и смелый стиль работы.
— Работать с такими мастерами очень волнительно и приятно, — признается известный музыкант Александр Сиваев. — Жаль, что сейчас мне будет не к кому приходить с безумными идеями. Отар Иванович был настоящим продюсером. Оттого-то и полный зал, и аншлаги. Он не повторялся, ни за кем не шел. Вот чему нашим руководителям стоит у него поучиться. К сожалению, у нас никто не любит талантливых людей. Посредственных ведь можно пожалеть. А талантливых — нет, увольте. Отсюда и идут все прессинговые давления.
«Будет что-то другое, но такого импульса, который в конце 80-х годов он задал, уже не повторится. Помимо творческих дел он впускал в свое сердце частичку каждого человека, с которым общался. Сжигал себя этим. Может быть, делал это сознательно. Он тратил себя, не задумываясь над этим. Сейчас он уйдет с этой сцены. Вероятно, эта пустота будет еще долго болеть и напоминать о том, что было. 30 лет закончены». Артисты театра.
В память о художественном руководителе НЭТа его коллеги из других театров предложили вспомнить о «Театральных диалогах».
— По инициативе Отара Ивановича в нашем городе проходили фестивали «Театральные диалоги», — рассказывает директор Казачьего театра Андрей Зуев. — Мы, театры, встречались — это происходит крайне редко. Смотрели свои творческие работы и после этого очень откровенно говорили и разбирали все ошибки. Мне кажется, что «Театральные диалоги» станут светлой памятью о человеке, который создал этот фестиваль.
Похоронили Отара Ивановича на Димитровском кладбище в Дзержинском районе.
Подписывайтесь на новостной канал в Telegram. Будьте первыми по информированности! Переходите по ссылке: https://t.me/newsv1
Фото: Алексей Волхонский