Перед Новым годом страницы газет пестрят новостями о праздничной чехарде. Как отмечали главный праздник зимы в Царицыне? Какую развлекательную программу предлагали сталинградцам? И почему к началу нулевых в городе стали популярны мини-елки и приватизированные деревья? Корреспонденты V1.RU заглянули в архив городских библиотек и узнали, о чем перед Новым годом писали в Царицыне-Сталинграде-Волгограде.
Без бальзама и праздник не тот
Отметить зимние праздники на широкую ногу горожане любили что 50, что 100 лет назад. Встречи с гостями, рождественские гуляния... Весь традиционный набор развлечений местные мужики не представляют без согревающих напитков. Как на беду, прямо перед Новым годом аптекарь перестала продавать бальзам. Куда-то улетучилось все настроение, и вся предпраздничная суета превратилась в «несоленые щи». Об этом в 1914 году с тонким юмором пишет автор фельетонов в «Волго-Донском вестнике».
— А раньше-то, — ностальгировали мужички. — Так отпразднуешь, что два дня имени своего вспомнить не можешь.
Фашистский Дед Мороз кормит только ядом
Найти газеты, выпущенные в 20-е годы, сейчас почти невозможно. Так и не попав во внушительные архивы волгоградских библиотек, они унесли с собой все новогодние секреты горожан того времени. В 1936 году новости о надвигающихся праздниках двигают традиционную хронику на страницах «Сталинградской правды».
Сталинградцам предлагают быть спортсменами, комсомольцами и просто рачительными хозяевами. Список дел перед Новым годом и впрямь внушительный: успеть на елочный базар или купить электрифицированное деревце, а потом встать на лыжи.
После такого предпраздничного марафона горожанам, как воздух, нужен хороший отдых. Вечер на балу-маскараде или танцах — чем не развлечение для поклонников веселых и шумных компаний?
Перед Новым годом журналисты не забывали напомнить о строительстве... новых домов, катков и светлого будущего. На фоне главного героя всех новостных сводок зловещий фашистский Дед Мороз, на карикатуре 1938 года раздающий яд, выглядит еще более устрашающе.
Пальто вместо дефицитных пряников
Во время войны новости о праздновании Нового года стали намного короче и строже, но не исчезают насовсем. В окутанном войной Сталинграде проходят новогодние елки. Детвору, которая сама шьет себе праздничные костюмчики, зовут в кино и на представления в драматический и кукольный театры.
Вместо пакетов со сладостями маленьким сталинградцам дарят шерстяные платья и теплые пальто. Сладкими пряниками и конфетами детей, ждущих Нового года, начнут баловать только в послевоенные годы — накануне праздников рабочие упакуют 30 тысяч пакетов с угощениями.
После Сталинградской битвы приятным подарком для взрослых станет магазин, работающий без карточек и километровых очередей.
В 50-е годы почти во всех предпраздничных отчетах отстраивают и строят: герой труда, ставший популярнее Деда Мороза и всех сказочных персонажей вместе взятых, производит новые тракторы и быстро возводит здания. Кстати, огни на новогодней елке тоже зажигает именно он.
За Дедом Морозом — в бюро добрых услуг
Длинноногая мини-елка и агроном, развесивший арбузы и дыни на праздничное дерево — такие карикатуры появляются в «Волгоградской правде» в годы оттепели. Предвкушением Нового года пропитаны заметки об открытии сказочных домиков на площади Павших Борцов и авральной работе главпочтамта, за несколько часов до праздника принявшего от волгоградцев 31 тысячу поздравлений.
Дед Мороз тем временем уезжает на гастроли. Главный сказочник путешествует не по детским садам и театрам, а держит путь на местные фермы и овощебазы. Впрочем, пригласить артиста на встречу с ребенком теперь можно в бюро добрых услуг. Никаких заоблачных ценников — дарить новогоднее настроение дедушка в тюзовском наряде готов совершенно бесплатно.
В 70-е годы волгоградские корреспонденты советуют дамам вспомнить не только о белых накрахмаленных скатертях, но и о себе. Модницам советуют купить такое же платье, как у Барбары Брыльска в киношлягере «Ирония судьбы», или примерить элегантный приталенный наряд.
«Голубой огонек» на цветном телевизоре
Новости о планах партии и итогах пятилетки накануне праздников в 70-е годы перебивают лишь редкие заметки о путешествиях школьников.
Покупай цветной телевизор и без отрыва смотри все новогодние комедии и впервые загоревшийся «Голубой огонек» — такое предложение появляется в «Волгоградской правде» уже через несколько лет.
Для тех, кто все же предпочитает газеты, фотографы «Волгоградской правды» публикуют сейчас уже ностальгические снимки наряжающегося города.
В 1988 году горожан удивили необычной программой праздника. После выступления новогоднего оркестра в воздух взлетела огромная змея — символ года по китайскому календарю.
У Деда Мороза случился радикулит!
В 90-е годы жителей города впервые поздравили не только с Новым годом, но и Рождеством Христовым. Телевидение показывает уже не путешествие российского Деда Мороза, а парад Санта-Клауса.
— Советский волшебник страдает радикулитом, — шутят горожане. Вместо обыденных отчетов о достижениях волгоградских рабочих газеты с головой накрывает волна праздничных карикатур с «приватизированными» елками и грядущей в новом веке «Дракониадой».
К слову, «Человеком года» становится уже не просто рабочий, а обманутый вкладчик. Главный герой новогодних выпусков — свиноматка Хавроша, подарившая своим хозяевам сразу 21 поросенка.
Виктория Рындина