Старенький потертый вещмешок, удобные кроссовки, гитара и простое, но душевное письмо домой — спустя 30 лет после вывода советских войск из Афганистана в музее-заповеднике «Сталинградская битва» показали трогательные вещи тех, кто так и не вернулся из горного края.
— Я не воевала и ничего не знаю о войне, — рассказала мама погибшего солдата Тамара Токарева. — Когда я провожала сына, спросила у него только одно: «Обязательно ехать туда?» Он спокойно ответил: «Да, мы должны там быть». Больше мы его не увидели. В семье остались лишь фотографии. Нам очень приятно, когда в память о наших ребятах открывают выставки. Конечно, радость не очень большая. Но всё же приятно: сына еще помнят.
О молодых солдатах с выцветающих фотографий в музее, по словам его сотрудников, вспоминают не только перед традиционными датами — в архивах хранятся трогательные письма с неразборчивым почерком, который могли разобрать лишь родные люди.
— Все материалы, которые передавали в наш музей, бережно сохранились, — рассказала завотделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева. — Многие письма, которые прилетели из Афганистана, со временем выцвели — ради их сохранения на выставке мы показали лишь копии. У нас есть и вещи солдат. Вот, например, мундир Петра Токарева, который был командиром воздушно-десантного взвода. Он попал в засаду и был тяжело ранен в руку и ногу. Он сделал всё, чтобы ни один его боец не погиб. Но его добили в спину.
Сотни историй простых ребят, попавших в Афганистан, на новой выставке сплетаются в одну: кто-то из них носил за спиной этот старенький вещмешок, а вечером играл на потертой гитаре. Кто-то держал в руках четки, читал книгу «Днепровский вал» и хранил маленькую связку ключей от машины.
— Мы показываем обагренную кровью книгу «Днепровский вал» и пулю, которую достали из тела офицера Ульянова, — добавляет Светлана Аргасцева. — Он руководил передвижением автоколонны, которая попала в засаду. Водитель первой машины был убит снайпером, и именно этот боец решил сесть за руль. Под ураганным огнем офицер ворвался в машину и увел ее в сторону. Оставшаяся колонна смогла проехать, а молодой мужчина погиб.
Самой трогательной сотрудники музея называют витрину с одеждой — светлым и легким камуфляжем и легкими кроссовками.
— Пускай вас не удивляет, что в качестве военной обуви все выбирали именно кроссовки: ходить в Афганистане в сапогах было невероятно сложно, — добавляет сотрудница музея. — После возвращения ребята, которые прошли эту войну, первыми ходили по городу в таких кроссовках.
Выставка «Афганистан... Боль моя», открывшаяся в музее-заповеднике «Сталинградская битва», будет работать до 4 марта.
Виктория Рындина