Одна из животрепещущих тем этого года, которая остается актуальной и по сей день, — процессы, происходящие в волгоградском НЭТе. Прошёл год, и можно подвести итоги. По мнению некоторых волгоградцев, совсем не далеких от искусства, итоги эти не утешительные. С читателями V1.RU своим мнением поделилась блогер и завсегдатай всех театральных премьер Волгограда Арина Добрая.
«Впервые на сцене НЭТа появились аскетичные декорации в виде облачков на верёвке и старых кроватей»
По мне, итоги года, если говорить о НЭТе, совсем неутешительны. Конфликт руководства области с независимым коллективом начался в последние годы жизни руководителя и создателя театра Отара Ивановича Джангишерашвили. И что произошло, почему такой уважаемый в нашем регионе, да и вообще в стране, глава СТД, попал в немилость, нам, простым зрителям, не понять.
Ещё при жизни Отар Иванович, открывая малую сцену, принял решение, что НЭТ будет творческой лабораторией для всех желающих, и дал возможность актерам пробовать силы в режиссуре. Виталий Мелешников «Глаза голубой собаки», Виолетта Койфман «Наши друзья человеки», Андрей Курицын «Господин Ибрагим», «Безымянная звезда» Макаров, Фролова, Мелешникова. На большой сцене шли спектакли: «Город на заре»(Макаров, Фролова, Мелешникова), «Касатка»(Курицын, Койфман), «Варшавская мелодия» (Тюфяков, Фролова). На последней пресс-конференции Отар Иванович озвучивал имена перспективных режиссёров — Койфман, Курицын, Мелешников. Но, увы... Рубикон был перейдён. И после смерти основателя НЭТа началась не очень красивая история.
Первое знакомство — и сразу разочарование
После кончины Отара Джангишерашвили в театре появился новый художественный руководитель — заслуженный артист РФ Никита Ширяев. Не люблю опираться на чужие мнения и суждения, поэтому начала знакомиться с творчеством нового режиссера, посещая его спектакли. И первое знакомство с работой нового худрука завершилось для меня разочарованием. Заурядный, низкопробный в нравственном отношении, с бледным визуальным рядом спектакль. Впервые на сцене НЭТа появились аскетичные декорации в виде облачков на верёвке и старых кроватей. Спектакль «Ещё не вечер!» по пьесе Флорида Булякова «Выходили бабки замуж», по заявлениям в прессе, был сделан специально для жителей сельских поселений Волгоградской области, проживающих в отдаленных от Волгограда районах. Этот спектакль стал уже второй работой режиссера Ширяева в НЭТе. Но волею судеб я увидела его первым.
«Игра заслуженных актрис — сплошная гротесковая клоунада»
Что я увидела? Игра заслуженных актрис — сплошная гротесковая клоунада, хотя заявленный жанр — «народная комедия». Холёные тети изображали деревенских бабок, у которых из забот — воспоминания о бывших мужьях и их «пеньках» и кручина о том, что нет в деревне новых женихов. И появление старого татарина меняет все. Что? Это о чем? Тот, кто это ставил, бывал в деревне? Меня всегда подбешивает, когда зрителя считают дурачком. Тем, кто, хлебанув коньячка, пришёл «культурно развлечься». Стоило 30 лет ходить в театр, чтобы увидеть это. Воистину — между пошлостью и креативом тонкая грань.
Не желая делать поспешные выводы, я решила все же сама взглянуть на так рекомендуемую классику нового образца — спектакль «Горе от ума». Первое, что резануло, — это возраст всех актеров.
Если разбирать произведение, то Чацкий старше 17-летней Софьи не меньше чем на пять лет. Это явно не семнадцатилетний юноша, а молодой мужчина, получивший хорошее образование, ответственный за слова и принятые решения, поэтому годится ей в женихи и может на равных разговаривать с Фамусовым, её отцом. И, если внимательно читать произведение Грибоедова, надо понимать, что поведение Чацкого в доме Фамусова — не проявление подросткового максимализма, ведь он уже явно не подросток. Но что же нам преподносит режиссёр? Каким мы, зрители, видим главного героя? Тщедушный юнец, без толку вставляющий колкости. А полковник Скалозуб? Что мы читали? Полковник высокий и заметный мужчина, с хрипловатым голосом, не молодой и не старый. Но и здесь зрителей ожидает диссонанс! На сцене ещё один мальчишка!
«Много гримас, неуместных движений руками, показная театральность действия»
Откуда взялась такая гениальная мысль ввести студентов на главные роли? Много гримас на лицах актеров, неуместных движений руками, показная театральность действия. Не этого хочется от театра в 21-м веке. При просмотре данной постановки было полное ощущение студенческого спектакля под руководством играющего главную роль педагога. Второстепенные роли во втором акте исполняли НЭТовские звезды: Алла Забелина, Елена Тополага, Светлана Кулакова-Блохина, но и это не смогло изменить ситуацию. Само действие скучно, иногда непонятны реакции актеров, а монолог Чацкого, жующего сервелат... Каково? Меня спектакль не вдохновил. Но не успела я прийти в себя от увиденного, как поспела новая работа заслуженного артиста РФ Никиты Ширяева — комедия «День танкиста с пятнадцатью кошками над головой».
Тема деревни не отпускает
Почему была опять выбрана тема деревни? Мне не совсем понятно. Логике это не поддаётся. Если новый режиссёр хотел показать все грани своего мастерства, то не вижу смысла ставить вторых «бабок». Ведь уже есть один спектакль про деревню «Еще не вечер!».
Помните, по телевизору показывали «Деревню дураков»? Так вот, смотря на происходящее на сцене, я так и думала, что сейчас зазвучит знакомая музыка из передачи, да и антураж соответствовал, и гримасы актеров. Актеры опять кушали. Причем по-настоящему, картошку и свежие огурцы. Прям в лицо зрителю. Почему актеры в постановках Никиты Ширяева постоянно едят? Нас учили, что неприлично есть, когда другие смотрят тебе в рот. Играть, что ты ешь, это норма для театра, а вот есть реально — не комильфо. В театре мы эмоционально глубже сопереживаем происходящему, и об этом режиссёр должен думать в первую очередь.
«Почему не выбрали никого из работающих и ставящих спектакли из самого театра — непонятно»
За этот год мы увидели много чудес в маркетинге НЭТа: продажу поддельных билетов, премьерные спектакли вывозили в область, на периферию, а теперь дошло до того, что спектакли делают выездными и дают их бесплатно, как было в Волжском. Разумного объяснения происходящим процессам нет. А противники прежних постановок, кричавшие, что они 30 лет не ходили в театр из-за «пошлости», и сейчас туда не ходят. Поэтому руководству театра надо находить компромисс со зрителем прежде всего. Ведь мы голосуем за спектакли рублем, покупая билеты.
Арина Добрая