В Волгограде в начале октября клуб военно-исторической реконструкции «Пехотинец» вместе с центром конной военно-спортивной подготовки «Щит» хотят реконструировать оборону Царицына в годы Гражданской войны.
— Есть большое желание реконструировать оборону Царицына, и при удачном стечении обстоятельств, с учётом того, что тема новая, должно всё получиться в начале октября, — рассказал корреспонденту V1.RU Дмитрий Антонов. — Сейчас ищем площадку для реконструкции и ведём серьёзную подготовку. Есть огромное желание начать заниматься изучением периода Первой мировой и Гражданской войн. Получится, дай Бог. Мы всё делаем для того, чтобы в начале октября мероприятие состоялось. Возможно, будем проводить реконструкцию на базе нашего этно-культурного комплекса за Волгой. Самое главное — успеть и проработать формат.
Тема Гражданской войны современниками особо не освещается.
— Сейчас есть исторический перекос, поскольку о Сталинградской битве в принципе многое понятно и многое делается, то по Первой мировой войне, и особенно по Гражданской войне, такого нет. Её как-то стыдливо обходят стороной, — говорит Дмитрий Антонов. — Хотя многие вопросы Сталинградской битвы проистекают из той самой Гражданской. Это и становление Первой Конной армии, историческая оборона Царицына, восстание Петра Краснова, когда была неразбериха у контрреволюции. В Царицын приезжал Иосиф Сталин, начавший перехватывать инициативу у Льва Троцкого. В наших краях случилось много событий, которые повлияли на последующий ход истории.
Реконструкторы хотят показать волгоградцам картинку на основе большого разнообразия противоречивой информации и мало популяризированных данных.
— Именно под Царицыном решались судьба революции и вопрос о выживаемости Советской республики, — поделился Дмитрий Антонов. — Если правильно показать историю, без акцентирования позиции красных и белых, просто, что здесь творилось, кто здесь был, как была продразвёрстка, когда серьёзно зазвучало имя Иосифа Виссарионовича — всё это очень интересно.
Ведётся активная подготовка сценария.
— Сценарий прорабатываем. Хочется просто напомнить волгоградцам об обороне Царицына. Есть трудности и в оснащении, — подчеркнул руководитель конного военно-спортивного центра. — Если для реконструкций периода Сталинградской войны мы уже давно шьём униформу по чётким правилам, с соблюдением всех требований совнаркомов, то с периодом Гражданской войны всё намного сложнее.
В ходе подготовки реконструкторы открывают для себя много нового.
— Эту тему мало кто трогал, да и мало кто будет заниматься ею. Очень много неоднозначностей. Даже в разговорах у многих современников возникают споры, — отметил Дмитрий Антонов. — Во время подготовки мы не просто садимся на лошадей, но и пытаемся изучить методики езды, ведения боя, как носили и использовали оружие.
Большой любитель истории и лошадей отмечает перерождение кавалерии в годы Гражданской войны.
— Если взять ту же кавалерию, до какого-то момента её не было как рода войск. Были просто вооружённые люди на конях. Потом появились лёгкая и тяжёлая кавалерия. Если вспомним у Льва Толстого в «Войне и мир» знаменитую атаку драгун, то поймём насколько мощной силой она была. В том полку служил цвет нации — ниже 186 сантиметров дворян не брали, а кони были не ниже 170 сантиметров. Использовались различные тактики, но к Первой мировой войне кавалерия практически утратила свой смысл. Лёгкость манёвра, возможности фланговых ударов и преследования, рейды по тылам сохранялись, но с появлением пулемётов, миномётов и бронетехники это всё потерялось.
В Гражданской войне кавалерия играла важнейшую роль.
— А в Гражданскую войну произошло перерождение, вспоминается знаменитый советский лозунг «Пролетарий, на коня!», — говорит Дмитрий Антонов. — Из ниоткуда вновь зазвучали темы развития кавалерии и казачества. Появились новые тактики и массированные кавалерийские соединения, которые как саранча проходили, сметая всё на своём пути. Она опять стала актуальной, когда потребовались глубокие сильные удары. Всё это и хочется показать в реконструкции.
Волгоградцы думают как передать и социальные аспекты.
— От желания просто поносить форму появилась идея погрузиться в изучение того периода и понять, что это была за война и почему Царицын стал точкой преткновения. Все мы понимаем значение Сталинграда, а Царицына — нет, — считает Дмитрий Антонов. — Хотя здесь решалась судьба всей Гражданской. Собиралась 10-я армия, которая по сути была сбродом совершенно разных людей и умений, из различных родов войск. Кто-то был идейным, кто-то дезертиром, но они противостояли Деникину и Врангелю. Велась и дипломатическая борьба, в результате которой Пётр Краснов отвёл за Дон 60 тысяч казаков. Все эти огромные и массивные вещи думаем как отразить.
У реконструкторов возникают трудности при установлении исторических фактов и событий.
— Сталинградская битва уже хрестоматийна: всё показано, опубликованы документы, сняты видео и известны порой события посекундно, — пояснил реконструктор. — А по Гражданской войне информация есть, но её мало. И мало кто может толково о ней рассказать. Порой мы находим различные данные, но не можем сопоставить разрозненную информацию в одну картинку. На тему Гражданской войны даже общаться и спорить тяжело: ни у тебя, ни у оппонента нет, по большому счёту, фактов, подтверждающих позицию по обсуждаемому вопросу. Становится очень непросто, так как кроме ярких моментов, известных нам из фильмов, песен, — ничего нет.
Тем не менее на реконструкции планируется показать и хитросплетение судеб многих участников тех событий.
— Например, когда читаешь о кавалерийском подвиге первого награждённого Георгиевским крестом в Первую мировую войну Козьмы Крючкова, в голове рисуется одна картинка, — говорит Дмитрий Антонов. — А когда садишься на коня, то пытаешься понять, как он сумел в бою изрубить 11 немцев. А погиб то он в Волгоградской области от руки красноармейца при защите переправы. Воевал на стороне белых. А будучи национальным героем, его убил боец Красной Армии, узнав в нём легенду Первой Мировой. Козьма Крючков попытался повести кавалеристов в бой, но не был поддержан. Судьбы многих в то время складывались по-разному, была во многом нелепость, безысходность.
Пытаются волгоградцы понять и передать мотивацию людей в событиях вековой давности.
— Просто представьте картину — человек с детства ездит на коне и владеет оружием, например казак. А против него выходит какой-нибудь рабочий Путиловского завода, который всю жизнь трудился на производстве, — рассуждает Дмитрий Антонов. — Что двигало этими людьми, сознательно и неуклюже садившихся в седло, зная о своей неповоротливости и неуклюжести. И рабочие то это понимали, что они не могут на уровне воевать против кадровых военных. Какая мотивация у них была кроме красивых кожанок и маузеров?
Пока в учебниках истории и методичках реконструкторы пытаются погрузиться в профессиональные аспекты того времени.
— И когда разбиваешь эти моменты на эпизоды, пытаешься их воспроизвести, пусть даже не точно исторически с помощью реконструкции, возможно донести на основе исторических документов и фотографий кусочки, доступные для восприятия с элементами шоу, — отметил реконструктор. — Уже давно изучаем приёмы рукопашного боя того времени, который сейчас совсем другой, приёмы работы с огнестрельным оружием и многое другое.
Реконструкторы хотят отказаться от затрагивания идеологии.
— Героев Гражданской войны хотим показывать без привязки к их последующей жизни, а именно в том историческом времени, — говорит Дмитрий Антонов. — Приходится ходить по тонкому льду. Например, Пётр Краснов в 1919 году был не пособником фашистов, а офицером российской армии, давшим присягу. Естественно, он был против революции. Но как его показывать в той эпохе, зная его судьбу?! В то время было много неоднозначных личностей, те же Семён Будённый, Клим Ворошилов. Очень сложно всё это выводить. Был и молодой Иосиф Сталин, посмотревший на все безобразия на Царицынском фронте и решивший отстранить Льва Троцкого. Все мы знаем, чем это закончилось, но хочется абстрагироваться от этого. Поэтому думаем, как грамотно делать постановку.
Нужно заниматься изучением обороны Царицына?