В Волгограде слово «Сарепта» прежде всего ассоциируется с музеем-заповедником в Красноармейском районе, колонистами-гернгуттерами, горчичным маслом, пряниками и прочими атрибутами привлечения туристов. Но далеко не все знают и тем более заезжали еще в одну Сарепту — железнодорожный поселок, словно зажатый между рельсами, заводами и Волгой. Забытый и постепенно ветшающий, небогатый и от этого сохранивший свой неповторимый антураж, поселок Сарепта словно остался практически не изменившейся за 100 лет картинкой из старого, еще дореволюционного Царицына. Об этом замечательном уголке старого города, где даже общественные туалеты имеют охранный статус, мы расскажем в нашем краеведческом проекте «Поселки Волгограда».
Рожденный промышленной революцией
Построенный в конце XIX века поселок при железнодорожной станции Сарепта пережил многое: ожесточенную резню Гражданской войны, титаническое напряжение Сталинградской битвы, советский бурный рабочий всплеск и постепенный застой и перестройку — те же потрясения, что и вся страна. Но именно сейчас ему вместо поддержки и восстановления как будто готовятся подписать приговор. Еще год назад заехавший открыть памятник и детскую площадку у станции губернатор Волгоградской области заявил, что считает несусветной глупостью право Министерства культуры РФ решать судьбу объектов культурного наследия в регионах. «Это решение должно быть наше», — сказал Андрей Бочаров, добавив, что «всю область непонятно зачем сделали культурным наследием». И сразу, практически без перехода, предложил снести дореволюционную бывшую школу на улице Арсеньева, 48, утверждая, что восстановить здание невозможно.
Андрей Бочаров, видимо, не знал, что Сарепта — классический рабочий поселок царских времен у железной дороги и один из самых сохранившихся в Волгоградской области. Он строился одновременно со станцией в 1894–1899 годах, а название свое получил от гернгуттерской колонии, находившейся неподалеку, — теперь это музей-заповедник «Старая Сарепта». А тогда Владикавказская железная дорога за 9500 рублей выкупила у сельского общества Сарепты 135 десятин земли. Место выбирали тщательно: недалеко от станции в Волжском затоне было запланировано строительство порта, удобного для отстоя и разгрузки судов. Земля находилась за пределами колонии, частично использовалась как сельскохозяйственная, но в основном это были непригодные для использования солончаки. Поэтому и обошлась она сравнительно недорого. Сразу началось и активное строительство. В 1896 году на затоне построили дамбу с пакгаузами и платформами для хранения грузов, которые доставлялись сюда по Волге, а затем перегружались в поезда. Уже в 1896 году в Сарепте началось грузовое движение, а в 1899 году прошел первый почтово-пассажирский поезд. Бурному развитию способствовала востребованность станции Сарепта: через нее с юга России шли хлеб, соль, лес, металл, рыба — до 42 млн пудов грузов в год. Предусмотрено было всё необходимое для бесперебойной работы: пассажирский вокзал с залом ожидания и багажным отделением, паровозное депо, колесные и вагонные мастерские, маневровые пути и многое другое.
Одновременно с развитием станции велось и строительство поселка — он возводился параллельно железной дороге, а четкие линии жилой застройки сформировали своеобразный городок. Преобладали в застройке простые одноэтажные и прямоугольные дома с пристройками по торцам или фасадам. Были и двухэтажные — многоквартирные, с лоджиями на втором этаже, или коттеджного типа — на 4 квартиры со вторыми этажами в виде мансард. До нашего времени сохранились 2 таких коттеджа: улица Сологубова, 48 и 48а. В одноэтажных и многоквартирных двухэтажных домах жили рабочие, в коттеджах — руководители и инженерно-технические работники.
Стены домов строились из глиняного кирпича, толщиной до метра и с деревянными перекрытиями. В домах были погреба, но, по воспоминаниям местных жителей, пользоваться ими было сложно, так как их часто заливало водой. А вот туалеты были общие, стоящие на углу каждой улицы. При каждом доме были хозяйственные постройки: общественные сараи и летние кухни, частично сохранившиеся до сих пор.
В поселке было всё необходимое для его жителей: проведено водоснабжение, построены церковь, школа, больница, баня. Возле водонапорной башни, на спуске к воде, была построена водокачка, а по всему поселку установлены водоразборные колонки. Таким образом водой снабжались и станция, и жилая часть поселка. Была в поселке и своя электростанция рядом с паровозным депо.
К началу Великой Отечественной войны в поселке при станции жили около 6 тысяч человек, это был один из самых крупных рабочих пригородов Сталинграда. Местные жители старшего поколения еще помнят пословицу: «Если Сарепта не город, то Волга не река».
Резня Гражданской войны
В 1917 году рабочие-активисты образовали на станции коммунистическую ячейку. В 1918 году здесь уже размещался революционный комитет Северо-Кавказской железной дороги и начались ожесточенные бои за установление советской власти. Когда Царицыну угрожал захват Донским войском атамана Краснова, многие железнодорожники отбивали поселок и окрестности города от наступавших белогвардейцев. Но силы были неравны. 30 июня 1919 года после отступления красных частей Кавказская армия генерала Врангеля заняла Царицын. Вступив в город, врангелевцы казнили многих горожан, которые выступали за установление власти Советов и участвовали в обороне города. В их числе были и жители поселка Сарепта: железнодорожные рабочие, служащие, представители интеллигенции.
Окончательно отбить город и поселок у белых удалось только в новогодние праздники 1920 года, когда Сарепту захлестнул наступавший из-за Волги беспощадный «Железный поток» Епифана Ковтюха. Подробнее об этих страшных днях можно прочитать в материале известного волгоградского историка и краеведа Вячеслава Ященко «Железный поток»: сто лет назад большевики на Новый год залили Волгоград кровью.
Через несколько дней в Сарепте похоронили жертв белого террора. Сейчас братская могила участников Гражданской войны, погибших в 1919 году, находится на территории Свято-Никольского храма, на улице Сологубова (ранее — Тихой). Нынешнее надгробие в виде гранитной полированной стелы, украшенной растительным орнаментом, установлено в 1974 году. На надгробии выбиты имена 4 человек, — красноармейца Ивана Игнатова, конторщика В. Д. Каплунова, учителя местной школы М. И. Владаркевича и рабочего-путейца В. Н. Николаева. Всего же в братской могиле похоронено 311 жертв барона Врангеля. Имена их уже неизвестны.
Восстановить после этого станцию, железнодорожные пути, стрелки, семафоры и жилые дома удалось только через несколько лет.
Близкий огонь Сталинградской битвы
К началу Сталинградской битвы станция Сарепта справлялась с большим грузопотоком, принимая с юга и пропуская дальше до 25 товарных поездов в сутки.
Поселок Сарепта одним из первых пострадал от налетов фашистской авиации. 8 августа 1942 года немцы бомбили станцию и паровозное депо, 9 августа — рынок и жилые дома. В те дни в Сарепте погибли более 300 жителей, были разрушены многие здания. Знаменитый пожарный катер «Гаситель», установленный сейчас в пойме реки Царицы, 8 августа участвовал в тушении возникшего в Сарепте после бомбежек огромного пожара и спасал составы с боеприпасами.
Погиб и был похоронен в Сарепте начальник пожарной команды завода «Судоверфь» Степан Зинченко, спасавший во время бомбежек заводские цеха и оборудование. Во время авианалета 12 октября 1942 года капитан Зинченко был убит.
Погибшего капитана похоронили в районе улицы Арсеньева, недалеко от пожарной части № 6. В 1975 году на могиле Зинченко был установлен пирамидальный обелиск с надписью «Капитан С. О. Зинченко, 27.12.1899 — 12.10.1942». Однако увидеть его могилу сейчас невозможно — она пропала вместе с памятником. Сейчас на ее месте автозаправочная станция.
Как сообщали в 2016 году в областном НПЦ по охране памятников истории и культуры, «в конце 90-х годов было выполнено символическое перезахоронение останков на территории завода «Судоверфь». <...> Установить, где в настоящее время находится могила, не представляется возможным».
Родом из Сарепты и Владимир Каменьщиков — военный летчик, Герой Советского Союза, похороненный в братской могиле на площади Павших Борцов вместе с пулеметчиком Рубеном Ибаррури и артиллеристом Хафизом Фаттяхутдиновым. Уже 22 июня 1941 года Каменьщиков вступил в первый бой и сбил вражеский самолет. Самолет Каменьщикова был зажжен, и ему пришлось выброситься с парашютом. Несмотря на ожоги лица и руки, через 4 дня Каменьщиков снова вступил в бой. Он погиб 22 мая 1943 года в Ростовской области, к этому моменту совершив около 300 боевых вылетов, сбив 20 самолетов лично и не менее 17 — в составе группы. Похоронен в братской могиле на площади Павших Борцов в Волгограде. Именем Каменьщикова названа улица в Кировском районе города.
В далекой и совсем не похожей на Сарепту Бельгии не забывают уроженца Сарепты Евгения Доценко — майора Красной армии, участника бельгийского Сопротивления.
В июне 1941 года Доценко был ранен и попал в плен. Оказавшись в лагере для военнопленных в Бельгии, сумел бежать и примкнул к бельгийскому Сопротивлению. Участвовал в нескольких крупных диверсионных операциях. Погиб, попав в засаду, 1 апреля 1944 года.
Похоронен в небольшом бельгийском городе Комблен-о-Пон недалеко от Льежа. На могиле Доценко установлен памятник в виде щита с пятиконечной звездой наверху. На памятник нанесена надпись на русском языке: «Наша Родина не забудет тебя! Мы отомстим за тебя! Слава тебе, Евгений Доценко! г. Сталинград. Род. 18–2–1912. Убит: 1–4–1944». Посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Именем Евгения Доценко названа одна из улиц Красноармейского района Волгограда, а в музее-заповеднике «Сталинградская битва» выставлены в экспозиции его личные вещи.
Забытая на окраине города
Сейчас станция Сарепта по своему типу является участковой. Это значит, что здесь обрабатываются транзитные грузовые и пассажирские поезда, формируются и расформировываются сборные и участковые поезда, обслуживаются подъездные пути.
Жизнь в поселке не бурлит, как раньше, да и он перестал быть исключительно железнодорожным. Сарепта давно часть большого Красноармейского района Волгограда, причем отнюдь не парадная. Зато именно здесь удивительно многое сохранилось, может быть, именно благодаря удаленности от центра города и не слишком большим финансовым возможностям местных жителей.
Конечно, и здесь в 1970–1990-е годы стали появляться многоэтажки, но основной жилой фонд остался всё тем же малоэтажным — одно-, двух-, трехэтажные дома. И что особенно удивляет и радует стороннего наблюдателя — в почти первозданном виде.
Конечно, не обходится без уродливых пристроек и нелепых веранд, дома «побогаче» обшиты сайдингом и спрятаны за глухими заборами, а летние кухни постепенно растаскивают по кирпичикам, но всё еще упорно проглядывает лицо дореволюционного железнодорожного поселка. Виден единый стиль: и то, что называется архитектурным ансамблем, и то, как странно охраняется государством.
Так что же сохранилось в маленьком стойком поселке при значимой когда-то железнодорожной станции? Пройдемся по основным его улицам — имени Арсеньева и имени Сологубова. Кстати, и здесь присутствует интересный контраст: Григорий Сологубов был лидером комсомольцев Красноармейского района, участвовал в весьма кровавом подавлении Кронштадтского мятежа, а Владимир Арсеньев — ученый, исследователь Дальнего Востока, автор книг о коренных народах Приморья. Однако мемориальной доски удостоился лишь Сологубов.
Вокзал
Одноэтажное кирпичное здание вокзала на станции Сарепта строилось вместе с остальным поселком в 1894–1899 годах. Сейчас это одно из наиболее ухоженных зданий, работающее по первоначальному профилю.
Изначально здание вокзала было деревянным — как и большинство построек в то время. Затем его заменили кирпичным, с фасадами, оформленными с обеих сторон: и со стороны железной дороги, и со стороны привокзальной площади. В целом по стилю здание характерно для железнодорожных построек конца XIX века, но не повторяет архитектуру других вокзалов, а имеет свой собственный, легко узнаваемый облик.
Сейчас здание вокзала — одно из самых ухоженных в поселке. В целом оно сохранило свой исторический облик, это подтверждают и фотографии прошлого века.
Внутри вокзал выглядит вполне современно, но и здесь есть своя достопримечательность — зимний сад. Множество растений цветут здесь круглый год, а главная «знаменитость» — китайская роза, которой, как утверждают работники вокзала, уже более 60 лет. Во время капитального ремонта вокзала растениям пришлось нелегко, однако работники станции сумели сохранить их все, в том числе выросшую почти до потолка розу.
Сквер за вокзалом долгое время был, по сути, заброшен и неухожен. Жители поселка жаловались в районную и городскую администрации, просили благоустроить его.
Наконец в феврале 2020 года администрация района и РЖД совместными усилиями смогли привести в порядок территорию за вокзалом.
Здесь появилась детская площадка в виде железнодорожного вокзала с башенкой и часами, в центре сквера установили памятник железнодорожникам, погибшим во время Сталинградской битвы. А недалеко от вокзала, у здания Сарептской дистанции пути, в 2015 году был установлен памятник железнодорожникам Сарепты в виде настоящей дрезины.
Готическая водонапорная башня
Водонапорная башня в поселке Сарепта — одна из самых красивых в Волгограде. Она построена из керамического кирпича в псевдоготическом стиле и до сих пор неплохо сохранилась.
Сарептская башня имеет необычную конструкцию — она состоит из 2 объемов: большого основного цилиндра, внутри которого находится резервуар для воды, и пристроенного к нему второго, поменьше. Внутри пристройки сохранилась чугунная винтовая лестница.
Подробнее об этой и других водонапорных башнях нашего города можно прочитать в специальном материале «Они поили паровозы».
Бывшая станционная больница
В 1895 году было построено главное здание больницы — двухэтажное, П-образной формы, с одноэтажной пристройкой. Для него был выделен благоустроенный озелененный участок недалеко от церкви Николая Чудотворца.
Главное здание больницы строили из глиняного кирпича, в его оформлении использовались те же архитектурные приемы, что и у других зданий поселка. Например, верхний декор окон первого этажа больницы перекликается с оформлением окон здания вокзала.
В 1896 году в здании открылся стационар на 60 коек. Затем коек стало 85, больных принимали терапевтическое, хирургическое, инфекционное и родильное отделения.
Во время Сталинградской битвы здание больницы не пострадало и без существенных перестроек использовалось в прежнем статусе до 2003 года. В 2003 году Российские железные дороги, преобразуясь в ОАО, начали избавляться от непрофильных активов, так называемой социалки. Попала в этот список и больница в Сарепте. Ее закрыли, несмотря на востребованность, — свободных мест в стационаре практически никогда не было. Причем обслуживала сарептская больница не только жителей поселка, но и железнодорожников из Абганерово, Гнилоаксая, Канальной, Тингуты и Кировского района.
Нынешний собственник предлагал передать больницу региональному комитету здравоохранения для оборудования в ней ковидного госпиталя, однако получил отказ, поскольку реконструкция требовала значительных вложений, и, по словам чиновников, дешевле и проще было бы построить новый госпиталь в чистом поле.
Сейчас заброшенное здание ветшает и разрушается, цветущий зеленый двор зарос сорными травами, от фруктовых деревьев осталось лишь несколько согнутых стволов.
Больницу и земельный участок, на котором она расположена, неоднократно пытались продать. На торги выставлялось не только главное здание, но и административное, послевоенной постройки, дезкамера, склад, различные бытовки. Его продавали даже за 1 миллион рублей. Бывший главврач больницы, узнав об этом, сначала хотела создать инициативную группу, выкупить и запустить в нем медицинский комплекс, но, оценив затраты, отказалась от замысла. Сейчас больница всё также продается, но уже за 10 миллионов рублей.
Бывший госпиталь ветеранов ВОВ — ныне инфекционный госпиталь
Здание по адресу ул. Арсеньева, 10, предположительно, построено в 1937 году и с самого начала использовалось как больница.
С марта по декабрь 1943 года в нем размещался эвакогоспиталь № 5466. В нем работали выпускники 1942 года — врачи со стажем чуть более полугода. Медперсонал жил при госпитале: врачи — в школьной сторожке, медсестры — на чердаке клуба. Рабочий день был ненормированным: в любой момент могла прийти «летучка» с ранеными, и тогда медсестры брали носилки и переносили пациентов из вагонов в госпиталь.
В августе в Сталинград из эвакуации стали возвращаться местные врачи. Медицинский коллектив был доукомплектован, и в самом госпитале произошли большие перемены: было восстановлено центральное отопление, облагорожена и озеленена территория. Кроме того, появилось подсобное хозяйство и даже была организована рыбная ловля силами выздоравливающих пациентов — это значительно улучшило питание.
Раненых здесь не только лечили, но и приобщали к трудотерапии: они учились водить мотоколяски, плести корзины, столярничать. За хорошее лечение и образцовый порядок эвакогоспиталь № 5466 был признан лучшим в Сталинграде. В 1945 году профиль медучреждения изменился, но несущественно: здесь стал принимать пациентов госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны.
В 1991 году теперь уже областной госпиталь ветеранов войн переехал в новое шестиэтажное здание в Дзержинском районе Волгограда. Сейчас в здании госпиталя в Сарепте работает наркологический диспансер Красноармейского района. В прошлом году здание было экстренно перепрофилировано в инфекционный госпиталь и до сих пор принимает больных ковидными пневмониями и коронавирусом.
Памятник отхожему месту
Один из удивительнейших объектов культурного наследия Сарепты — общественный туалет, являющийся частью охраняемого государством памятника-ансамбля застройки поселка Сарепта. На сегодня их сохранилось как минимум 2.
Туалеты, которым теперь уже больше 100 лет, были построены одновременно с жилыми домами, летними кухнями, общественными сараями — то есть улицы поселка застраивались сразу всем необходимым.
Причем эти туалеты не ветхие домишки из некондиционных досок, это капитальные сооружения из кирпича, выполненные в общем со всем поселком стиле, одновременно способные обслуживать минимум по 3 человека.
Один из сохранившихся с царских времен туалетов внесен в реестр объектов культурного наследия под названием «бывшее отхожее место». Второго, кстати, почему-то в реестре не оказалось.
Бывшее двухклассное училище
Школа в Сарепте была основана в 1896 году и предназначалась для детей железнодорожников. Изначально она размещалась в одноэтажном здании и учились здесь всего 10 человек. Сейчас это здание по адресу улица Арсеньева, 10а занимает детский сад. Со временем желающих учиться стало больше, и в 1900 году школа перебралась в другое здание на Арсеньева, 12 и стала двухклассным училищем. Учеников на тот момент в нем было уже 43.
Двухклассные училища существовали в России до революции. Строились они в крупных селах, уездных городах и при больших железнодорожных станциях. Это были так называемые школы повышенного типа. Учились в них 5 или 6 лет. Обучение в двухклассных училищах было раздельным. Первым классом считались первые 3 года обучения, они соответствовали курсу начальной школы. Четвертый, пятый и шестой годы обучения считались вторым классом. В это время ученики изучали русский язык, арифметику, естествознание, физику, геометрию, черчение, историю. В числе необязательных предметов были гимнастика, рукоделие, ремесла, садоводство, огородничество и даже пчеловодство.
В сарептском двухклассном училище учились дети железнодорожников, большую часть времени ученики посвящали изучению царских сословий. После революции 1917 года двухклассные училища были преобразованы в школы первой и второй ступени.
Сейчас в Сарепте работает школа № 9, с 1961 года она располагается в здании по адресу: улица Арсеньева, 37.
Здание на Арсеньева, 12 заброшено, несколько лет назад в нем работали женская консультация и аптека, второй этаж был жилым. Но сейчас в это уже даже верится с большим трудом.
Свято-Никольский храм / храм Николая Чудотворца
Одновременно со строительством жилых домов и прочих сооружений в поселке в 1896 году появилась православная церковь. Сначала это был Николаевский молельный дом — небольшое деревянное здание. С 1901 года здесь служил известный царицынский священник отец Иоанн Райский. Он также преподавал в двухклассном училище при станции.
Поселок рос, и храму потребовалось новое здание. Прежнее в 1905 году перенесли, а в Сарепте появился каменный храм. Закладка нового храма состоялась в 1911 году, строили его на пожертвования станционных рабочих и жителей гернгуттерской колонии, большой вклад внес отец Иоанн. Из-за Первой мировой войны строительство затянулось, и освящен храм был только в 1916 году. Здание церкви построено из красного кирпича, в стиле, который называют поволжской эклектикой. Этот популярный в России и Европе в конце XIX века архитектурный стиль сочетает в себе несколько направлений русского зодчества.
Колокольня храма изначально была трехъярусной, но при советской власти ее снесли вместе с куполами. Восстановлена колокольня была уже двухъярусной. Еще в 1920-е годы церковь неоднократно пытались закрыть и наконец закрыли в 1939-м. В течение 50 лет в здании храма располагались кинотеатр, клуб и даже 2 магазина: продовольственный и хозяйственный.
В 1989 году Свято-Никольский храм был возвращен Русской православной церкви и отреставрирован. Сейчас при нем действует воскресная школа, работает библиотека.
Бывшая школа
Здание по адресу улица Арсеньева, 48 было построено одновременно со всем поселком — в 1894–1899 годах. Стиль здания соответствует общему стилю поселка Сарепта и вполне узнаваем: открытая кирпичная кладка и оштукатуренные декоративные элементы, оконные и дверные обрамления с подоконными нишами, полочками, замковыми камнями. Всё это еще можно рассмотреть.
Когда-то здесь располагалась школа. Теперь здание пустует и медленно разрушается. Забор из профнастила, которым оно окружено, вандалов остановить не способен. Именно на Арсеньева, 48 жаловались местные жители губернатору, утверждая, что здание вот-вот рухнет и погребет под собой детскую площадку, расположенную неподалеку.
Не останавливаясь на сомнительных достоинствах детской площадки, стоит отметить, что даже беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться в крепости старинного здания.
Подтверждает это и руководитель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников, отметивший, что здание сохранилось хорошо, стены в нем крепкие, а главный недостаток — отсутствие кровли — вполне исправим. Бывшую школу, уверен эксперт, вполне можно возродить.
Предсказуемы резонные возражения жителей поселка Сарепта: жить среди заброшенных зданий, пусть даже исторических и прекрасных когда-то (а для краеведов — и сейчас), совсем не то же самое, что пробежать по поселку, восторженно охая и фотографируя дома и охраняемые государством туалеты.
Хотя даже без заброшенных зданий поселок выглядит не слишком привлекательно, особенно в межсезонье, когда листва или сугробы ничего не способны скрыть.
Элементарное благоустройство может сделать Сарепту пусть не элитным, но вполне уютным микрорайоном Волгограда, но каким уникальным и по-настоящему красивым он может стать, если привести в порядок его исторические сооружения.
Если под стать вокзалу и храму будут восстановлены и бережно сохранены бывшая школа, училище, больница, хотя бы некоторые жилые дома… И ведь они нужны здесь именно в своей первоначальной роли.
Хотят ли этого местные жители, способна ли власть возрождать, а не сотрясать воздух словами и разрушительными действиями? Как всегда, покажет время. Давайте еще немного пройдемся по поселку Сарепта, здесь есть на что посмотреть.