В пойме Царицы, на берегу Волги с 1977 года стоит памятник волжским речникам — героям Гражданской войны и Сталинградской битвы. Его центральная часть — пожарно-спасательный пароход «Гаситель» (бывший «Царев»). У этого небольшого скромного катера непростая и героическая биография, в которой сплелись мирная жизнь и две войны, неоднократная гибель, возрождение и превращение в памятник.
Жизнь первая. «Царев» — пожары и Гражданская война
Пожарный пароход «Царев» (таким было его первое имя) построили на судостроительных верфях в Нижнем Новгороде в 1903 году. Заказ на него поступил от трех пароходных обществ из Царицына.
Сормовская машинная фабрика была основана в 1849 году компанией «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство».
Основной профиль завода — судостроительный, здесь производили пассажирские пароходы, буксиры, сухогрузные и нефтеналивные суда, технический флот. Кроме судов в разное время Сормовский завод выпускал паровозы, вагоны, паровые машины и дизели, железнодорожные мостовые сооружения, котлы, платформы и трамваи. В 1870 году здесь построили первую в России мартеновскую печь, а в 1953 году начала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали.
В 1918 году завод был национализирован, с 1922 года он называется «Красное Сормово». Сейчас это одно из крупнейших судостроительных предприятий России. Выпускает сухогрузные теплоходы и нефтеналивные танкеры, баржи, дноуглубительные суда и другое.
В конце XIX века в Царицыне была широко развита деревообрабатывающая промышленность, на берегу Волги стояли лесопильные заводы. Множество судов с лесом прибывало в Царицын в виде плотов и белян (беляна — большое одноразовое судно, собранное из леса и перевозящее лес). Бревна распиливали на доски и отправляли по железной дороге дальше. Пожары случались нередко, но пожар 1901 года стал особенно сильным ударом по лесопромышленникам и судовладельцам и в то же время явился предупреждением о том, что без пожарно-спасательных судов обходиться больше невозможно. Тогда, 12 июня 1901 года, от одной загоревшейся беляны в счале (группе судов, соединенных между собой) огонь перекинулся и на другие суда, и на берег. За три дня выгорело три завода, два поселка (Ельшанка и Купоросный) и больше 20 белян.
Огромные убытки (около 13 миллионов рублей), ставшие результатом этого пожара, подтолкнули владельцев трех пароходных обществ — «Русь» (известного царицынского купца Василия Лапшина), «Кавказ и Меркурий» и «Нобель» (братьев Нобелей) в 1902 году совместно заказать постройку пожарно-спасательного судна. Его назвали «Царев». Пароход предназначался для сопровождения судов, чтобы охранять их от пожаров на лесных пристанях, для откачки воды из деревянных барж, участия в аварийно-спасательных мероприятиях.
По тем временам «Царев» был уникальным судном. Согласно паспорту, он имел два двигателя по 200 лошадиных сил и мог развивать скорость до 24 километров в час. Поршневые насосы в пожарной системе создавали давление до 20 атмосфер. Мощными были и водооткачивающие устройства. «Царев» работал на мазуте и имел на борту его запас в размере 20 тонн (этого должно было хватить на трое суток). Корпус был сделан из стали, палуба из дерева и частично из железа. В нем было 8 водонепроницаемых переборок. Нос «Царева» имел форму, которая позволяла ему ломать лед. Интересной особенностью конструкции был подводный таран, он должен был пригодиться «Цареву», для того чтобы пробить борт горящего судна.
«Царев» был хорошо оснащен технически: нам нем был установлен машинный телеграф (для связи рубки с машинным отделением) и радиостанция. Для тушения пожаров его снабдили 8 пожарными рукавами, 8 стволами на лафете, огнетушителями, баграми и другим оборудованием.
Летом пожары в Царицыне случались часто, и «Царев» можно было регулярно видеть на Волге.
В годы Гражданской войны «Царев» принимал активное участие в боевых действиях. Здесь очень кстати оказались его быстрота и маневренность. На палубе установили пушку и пулеметы, команда работала слаженно и не раз проявляла настоящий героизм. «Царев» перевозил части РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия), сопровождал суда с оружием и боеприпасами, ходил в разведку.
После окончания Гражданской войны «Царев» вернулся к тушению пожаров на воде. Кроме того, он помогал городской пожарной службе тушить склады и различные здания на берегу Волги. В 1926 году «Царев» переименовали в «Гаситель».
В 1927 году капитаном «Гасителя» стал Петр Васильевич Воробьев, ранее служивший на Черноморском флоте. Это был взрослый (42 года) опытный моряк и талантливый командир.
Петр Васильевич Воробьев родился в 1885 году в селе Черный Яр Черноярского уезда Астраханской губернии. Проходил военную службу на флоте в Севастополе. В 1904–1905 годах служил на линейном корабле «Синон» матросом 1-й статьи. В Гражданскую войну был лоцманом Волжской военной флотилии, принимал активное участие в борьбе с белогвардейцами на Северном Каспии и в Царицыне. После окончания войны командовал ледокольным пароходом «Каспий» и другими судами. В 1927 году стал капитаном пожарного парохода «Гаситель» и оставался им более 25 лет. За проявленную во время битвы на Волге отвагу в сентябре 1942 года был награжден орденом Красного Знамени. В 1960-х годах ушел на пенсию. На заслуженном отдыхе активно занимался общественной деятельностью. Скончался в 1976 году в возрасте 90 лет. Похоронен на старом кладбище Ворошиловского района Волгограда.
Смерть первая. «Гаситель» и Великая Отечественная
«Гаситель» был образцовым судном и спас множество других кораблей. В 1928 году на нем побывал Климент Ворошилов, в 1929-м — Максим Горький. Оба они были впечатлены работой команды и оставили хвалебные отзывы в вахтенном журнале.
В 1935 году при тушении судна «Гаситель» сам едва не погиб. Как рассказывает Александр Рогозин в очерке «Три жизни парохода "Гаситель"», загорелась баржа с хлопком-сырцом на рейде у острова Крит. Хлопок тушить сложно, и капитан «Гасителя» принял решение затопить судно вместе с грузом. Для этого подводным тараном был пробит борт баржи. Но таран застрял в ее корпусе, и она, начав тонуть, потянула за собой «Гаситель». Капитан был готов приказать команде покинуть судно, но «Гасителю» удалось вырваться из ловушки. В 1936 году был вырезан весь форпик (крайний носовой отсек) и заменен на новый. «Гаситель» лишился своего тарана.
Началась Великая Отечественная война и вернулся на военную службу пожарный катер. «Гаситель» принял активное участие в Сталинградской битве. Он сопровождал суда с пассажирами, баржи с топливом. Кроме своих прямых обязанностей, выполнял задачи Красной армии: перебрасывал в осажденный город войска и грузы. В июле 1942 года на «Гасителе» было установлено зенитное вооружение, а также запасные шланги и клещи для борьбы с зажигательными бомбами.
Боевое крещение «Гаситель» получил 27 июля 1942 года. Тогда его команда, рискуя жизнью, спасла баржи с нефтью из разбомбленного нефтекаравана в районе Ерзовки. «Гаситель» смог отвести баржи на 80 километров от Сталинграда, в Шадринский затон.
Еще один подвиг «Гаситель» совершил 8 августа 1942 года. В районе железнодорожной станции Сарепта из-за массированной бомбежки фашистами возник сильный пожар, вспыхнули вагоны с боеприпасами, загорелось паровозное депо и жилые дома. Команда «Гасителя» быстро прибыла на место, за несколько минут разложила 500-метровые пожарные рукава. На «Гасителе» от взрывных волн полопались стекла в иллюминаторах и рубке, людей сбивало с ног, на них загоралась одежда. Огонь стих к следующему утру, составы с боеприпасами были спасены. Само судно в тот день получило 28 пробоин.
И еще много пожаров тушил «Гаситель». 20 августа он боролся с огнем на Лесобазе, 22 августа — на складах кожевенного завода в поселке Купоросном, 23 августа во время сильнейшей бомбежки Сталинграда фашистской авиацией «Гаситель» переходил от одного пожара к другому. Тушил и суда, и вагоны на портовой ветке. Когда в районе завода «Красный Октябрь» разбомбили нефтебазу, «Гаситель» переместился туда. Нефть разлилась по Волге, и команда пожарного парохода бесконечно отбивала от берега то один, то другой горящий «остров» из нефти.
25 августа «Гаситель» перевозил раненых с правого берега, а оружие с боеприпасами — с левого. Вечером во время одного из рейсов на него напали сразу несколько фашистских самолетов. Погибли механик и кочегар, несколько человек были ранены, сам пароход получил серьезные повреждения, в том числе вышли из строя рулевое управление и машинный телеграф. Но усилиями команды, прямо на ходу пробоины были заделаны, поломки устранены, и «Гаситель» продолжил работу.
Всего за Сталинградскую битву героический пожарный катер получил около 3500 пробоин. В сентябре 1942-го «Гаситель» часто использовался на переправах, но было очевидно, что судно, изначально построенное как аварийно-спасательное, для этих целей он не подходит.
Вода падала, подходы к причалам мелели, и однажды «Гаситель» не смог выйти из Сталинградского затона. Его команду расформировали, капитана Воробьева отправили в командировку в Саратов. В середине октября 1942 года после очередного авиационного налета изрешеченное судно затонуло.
Жизнь вторая. Кино и мирный труд
В 1943 году многие суда стали поднимать со дна Волги. Дошла очередь и до «Гасителя» — его подняли из воды и отремонтировали. Вместе с капитаном на борт вернулись несколько человек из прежней команды. Пожарный пароход вновь занялся привычным для себя делом — тушил пожары на реке, откачивал воду из деревянных барж, участвовал в аварийно-спасательных операциях. Однако и подвигах его не забыли — в 1949 году «Гаситель» снялся в кино в роли самого себя.
В 1961 году «Гаситель» заменили «Стерегущим» — более современным и мощным пожарно-спасательным теплоходом, а «Гаситель» продолжил службу в Волжском аванпорту (аванпорт — внешняя более глубокая часть акватории порта, защищенная от крупной волны мысом, косой или искусственными сооружениями). Там он снова затонул, теперь уже из-за банальной халатности: перед зимним ремонтом отсоединили гребные валы, но не закрепили. При перестановке судна валы сдвинулись, и через сальники дейдвудов хлынула вода. Но вновь «Гаситель» подняли и отремонтировали. Он проработал до 1966 года, а потом за ненадобностью был списан и затоплен у левого берега, напротив центральной набережной Волгограда.
Возрождение, вечная стоянка и забытый капитан
Несколько лет «Гаситель» лежал на дне и замывался илом и песком. А потом было принято решение поднять его, восстановить и сделать памятником. В 1974 году 7-й экспедиционный отряд судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Министерства речного флота РСФСР поднял «Гасителя» со дна Волги. Многие жители Волгограда пришли посмотреть на это событие.
К 1977 году легендарный пароход был восстановлен и встал на вечную стоянку на набережной Волги, в устье реки Царицы, недалеко от речного вокзала. Возле «Гасителя» проходила Малая Приволжская детская железная дорога (закрытая вскоре, в 1979 году). Ближайшую к нему станцию так и назвали — «Гаситель».
Памятник волжским речникам торжественно открыли 6 ноября 1977 года, к 60-летию Октябрьской революции. Автором проекта стал известный волгоградский архитектор Вадим Масляев.
Мемориал включает в себя сам пожарно-спасательный пароход «Гаситель», облицованный гранитными плитами бассейн, над которым он установлен (символизирующий Волгу), 13-метровую двустороннюю стелу, облицованную бальзамитовыми плитами, с надписями и звездой, и якорь.
Надпись на стеле со стороны Волги гласит: «Никогда советский народ не забудет мужественных сынов Волги, прославивших себя в боях за Сталинград». Со стороны города на стеле написано: «Слава речникам и пожарным волжского бассейна — героям Гражданской войны, защитникам Красного Царицына».
Память о героизме «Гасителя» увековечена в музее-панораме «Сталинградская битва». Здесь хранятся пожарный рукав и вахтенный журнал «Гасителя», а также экспонируется модель легендарного пожарного парохода.
Со временем «Гаситель» заметно обветшал. Впрочем, виновато не только время, но и отсутствие должного ухода. В 2012 году его немного подремонтировали и покрасили, но серьезных работ не проводилось.
С тех пор в некоторых местах корпус легендарного парохода прогнил насквозь, исчезли стекла из иллюминаторов. Не стало мачты, спасательных шлюпок и кругов, сигнальных флажков. Облицовка стелы и бассейна местами отслоилась
Осенью 2022 года на «Гасителе» начались ремонтно-реставрационные работы. С катера счистили почти 8 тонн грязи и старой краски, проварили и закрепили прогнившие части корпуса и обшивки, привели в порядок трюмы.
Снаружи катер заново покрасили — в прежние серый и красный цвета. Планируется обновление гранитной облицовки бассейна, в чашу будут засыпаны щебенка и мраморная крошка.
Старые бальзамитовые плиты со стелы сняли, их место займет плитка из армянского туфа. Утраченные буквы восстановили, теперь надписи на стеле не будут иметь пробелов в словах.
Как ожидается, в конечном итоге «Гасителю» вернут его исторический облик, но без некоторых деталей: новые спасательные круги и шлюпки, мачта и флажки проектом не предусмотрены. Зато обещают вернуть на пароход памятную бронзовую табличку с надписью «Акцiонерное общество 253 1903 "Сормово"», утерянную около 30 лет назад.
При этом не идет речи о том, чтобы каким-либо образом увековечить память капитана «Гасителя» на самом пароходе или на стеле рядом. В Волгограде о нем почти совсем забыли, и лишь в ноябре 2022 года благодаря настойчивости неравнодушных граждан была найдена и приведена в порядок заброшенная могила Петра Васильевича Воробьева.
А «Гасителя» опять ждет новая жизнь. Пусть уже только как памятник, но вновь его ремонтируют и «вводят в строй», причем существует он не в тепличных условиях, не под стеклянным колпаком, а под открытым небом, при любой погоде и любых невзгодах.
Совсем как раньше, когда ни огонь, ни налеты фашистской авиации, ни множественные пробоины не могли победить отважный пароход и его необыкновенную команду во главе с капитаном.