V1
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Волгограде

Погода+17°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +16

2 м/c,

зап.

757мм 48%
Подробнее
USD 93,29
EUR 99,56
Культура Знакомьтесь, Волгоград Жизнь, смерть и вечная стоянка пожарного парохода «Гаситель» в Волгограде

Жизнь, смерть и вечная стоянка пожарного парохода «Гаситель» в Волгограде

Рассказываем историю знаменитого катера-памятника, установленного на вечную стоянку в пойме реки Царица

Катер-памятник в пойме Царицы

В пойме Царицы, на берегу Волги с 1977 года стоит памятник волжским речникам — героям Гражданской войны и Сталинградской битвы. Его центральная часть — пожарно-спасательный пароход «Гаситель» (бывший «Царев»). У этого небольшого скромного катера непростая и героическая биография, в которой сплелись мирная жизнь и две войны, неоднократная гибель, возрождение и превращение в памятник.

Жизнь первая. «Царев» — пожары и Гражданская война

Пожарный пароход «Царев» (таким было его первое имя) построили на судостроительных верфях в Нижнем Новгороде в 1903 году. Заказ на него поступил от трех пароходных обществ из Царицына.

Пожарно-спасательный пароход был необходим Царицыну

Сормовская машинная фабрика была основана в 1849 году компанией «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство».
Основной профиль завода — судостроительный, здесь производили пассажирские пароходы, буксиры, сухогрузные и нефтеналивные суда, технический флот. Кроме судов в разное время Сормовский завод выпускал паровозы, вагоны, паровые машины и дизели, железнодорожные мостовые сооружения, котлы, платформы и трамваи. В 1870 году здесь построили первую в России мартеновскую печь, а в 1953 году начала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали.
В 1918 году завод был национализирован, с 1922 года он называется «Красное Сормово». Сейчас это одно из крупнейших судостроительных предприятий России. Выпускает сухогрузные теплохо­ды и нефтеналивные танкеры, баржи, дноуглубительные суда и другое.

Лес на берегу Волги

В конце XIX века в Царицыне была широко развита деревообрабатывающая промышленность, на берегу Волги стояли лесопильные заводы. Множество судов с лесом прибывало в Царицын в виде плотов и белян (беляна — большое одноразовое судно, собранное из леса и перевозящее лес). Бревна распиливали на доски и отправляли по железной дороге дальше. Пожары случались нередко, но пожар 1901 года стал особенно сильным ударом по лесопромышленникам и судовладельцам и в то же время явился предупреждением о том, что без пожарно-спасательных судов обходиться больше невозможно. Тогда, 12 июня 1901 года, от одной загоревшейся беляны в счале (группе судов, соединенных между собой) огонь перекинулся и на другие суда, и на берег. За три дня выгорело три завода, два поселка (Ельшанка и Купоросный) и больше 20 белян.

Некоторые беляны могли достигать 120 метров в длину и 6 метров в высоту

Огромные убытки (около 13 миллионов рублей), ставшие результатом этого пожара, подтолкнули владельцев трех пароходных обществ — «Русь» (известного царицынского купца Василия Лапшина), «Кавказ и Меркурий» и «Нобель» (братьев Нобелей) в 1902 году совместно заказать постройку пожарно-спасательного судна. Его назвали «Царев». Пароход предназначался для сопровождения судов, чтобы охранять их от пожаров на лесных пристанях, для откачки воды из деревянных барж, участия в аварийно-спасательных мероприятиях.

По тем временам «Царев» был уникальным судном. Согласно паспорту, он имел два двигателя по 200 лошадиных сил и мог развивать скорость до 24 километров в час. Поршневые насосы в пожарной системе создавали давление до 20 атмосфер. Мощными были и водооткачивающие устройства. «Царев» работал на мазуте и имел на борту его запас в размере 20 тонн (этого должно было хватить на трое суток). Корпус был сделан из стали, палуба из дерева и частично из железа. В нем было 8 водонепроницаемых переборок. Нос «Царева» имел форму, которая позволяла ему ломать лед. Интересной особенностью конструкции был подводный таран, он должен был пригодиться «Цареву», для того чтобы пробить борт горящего судна.

«Гаситель» в праздничном убранстве (на втором плане)

«Царев» был хорошо оснащен технически: нам нем был установлен машинный телеграф (для связи рубки с машинным отделением) и радиостанция. Для тушения пожаров его снабдили 8 пожарными рукавами, 8 стволами на лафете, огнетушителями, баграми и другим оборудованием.

Летом пожары в Царицыне случались часто, и «Царев» можно было регулярно видеть на Волге.

В годы Гражданской войны «Царев» принимал активное участие в боевых действиях. Здесь очень кстати оказались его быстрота и маневренность. На палубе установили пушку и пулеметы, команда работала слаженно и не раз проявляла настоящий героизм. «Царев» перевозил части РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия), сопровождал суда с оружием и боеприпасами, ходил в разведку.

После окончания Гражданской войны «Царев» вернулся к тушению пожаров на воде. Кроме того, он помогал городской пожарной службе тушить склады и различные здания на берегу Волги. В 1926 году «Царев» переименовали в «Гаситель».

На протяжении 25 лет «Гасителем» командовал Петр Воробьев

В 1927 году капитаном «Гасителя» стал Петр Васильевич Воробьев, ранее служивший на Черноморском флоте. Это был взрослый (42 года) опытный моряк и талантливый командир.

Петр Васильевич Воробьев родился в 1885 году в селе Черный Яр Черноярского уезда Астраханской губернии. Проходил военную службу на флоте в Севастополе. В 1904–1905 годах служил на линейном корабле «Синон» матросом 1-й статьи. В Гражданскую войну был лоцманом Волжской военной флотилии, принимал активное участие в борьбе с белогвардейцами на Северном Каспии и в Царицыне. После окончания войны командовал ледокольным пароходом «Каспий» и другими судами. В 1927 году стал капитаном пожарного парохода «Гаситель» и оставался им более 25 лет. За проявленную во время битвы на Волге отвагу в сентябре 1942 года был награжден орденом Красного Знамени. В 1960-х годах ушел на пенсию. На заслуженном отдыхе активно занимался общественной деятельностью. Скончался в 1976 году в возрасте 90 лет. Похоронен на старом кладбище Ворошиловского района Волгограда.

Смерть первая. «Гаситель» и Великая Отечественная

«Гаситель» был образцовым судном и спас множество других кораблей. В 1928 году на нем побывал Климент Ворошилов, в 1929-м — Максим Горький. Оба они были впечатлены работой команды и оставили хвалебные отзывы в вахтенном журнале.

Команда «Гасителя». Согласно документам, ее численность должна была составлять 17 человек

В 1935 году при тушении судна «Гаситель» сам едва не погиб. Как рассказывает Александр Рогозин в очерке «Три жизни парохода "Гаситель"», загорелась баржа с хлопком-сырцом на рейде у острова Крит. Хлопок тушить сложно, и капитан «Гасителя» принял решение затопить судно вместе с грузом. Для этого подводным тараном был пробит борт баржи. Но таран застрял в ее корпусе, и она, начав тонуть, потянула за собой «Гаситель». Капитан был готов приказать команде покинуть судно, но «Гасителю» удалось вырваться из ловушки. В 1936 году был вырезан весь форпик (крайний носовой отсек) и заменен на новый. «Гаситель» лишился своего тарана.

Началась Великая Отечественная война и вернулся на военную службу пожарный катер. «Гаситель» принял активное участие в Сталинградской битве. Он сопровождал суда с пассажирами, баржи с топливом. Кроме своих прямых обязанностей, выполнял задачи Красной армии: перебрасывал в осажденный город войска и грузы. В июле 1942 года на «Гасителе» было установлено зенитное вооружение, а также запасные шланги и клещи для борьбы с зажигательными бомбами.

Даже в мирное время «Гаситель» регулярно оказывался в опасных ситуациях

Боевое крещение «Гаситель» получил 27 июля 1942 года. Тогда его команда, рискуя жизнью, спасла баржи с нефтью из разбомбленного нефтекаравана в районе Ерзовки. «Гаситель» смог отвести баржи на 80 километров от Сталинграда, в Шадринский затон.

Еще один подвиг «Гаситель» совершил 8 августа 1942 года. В районе железнодорожной станции Сарепта из-за массированной бомбежки фашистами возник сильный пожар, вспыхнули вагоны с боеприпасами, загорелось паровозное депо и жилые дома. Команда «Гасителя» быстро прибыла на место, за несколько минут разложила 500-метровые пожарные рукава. На «Гасителе» от взрывных волн полопались стекла в иллюминаторах и рубке, людей сбивало с ног, на них загоралась одежда. Огонь стих к следующему утру, составы с боеприпасами были спасены. Само судно в тот день получило 28 пробоин.

Пробоины в борту «Гасителя» (снаружи закрыты листами металла)

И еще много пожаров тушил «Гаситель». 20 августа он боролся с огнем на Лесобазе, 22 августа — на складах кожевенного завода в поселке Купоросном, 23 августа во время сильнейшей бомбежки Сталинграда фашистской авиацией «Гаситель» переходил от одного пожара к другому. Тушил и суда, и вагоны на портовой ветке. Когда в районе завода «Красный Октябрь» разбомбили нефтебазу, «Гаситель» переместился туда. Нефть разлилась по Волге, и команда пожарного парохода бесконечно отбивала от берега то один, то другой горящий «остров» из нефти.

Стоять без дела «Гаситель» не привык

25 августа «Гаситель» перевозил раненых с правого берега, а оружие с боеприпасами — с левого. Вечером во время одного из рейсов на него напали сразу несколько фашистских самолетов. Погибли механик и кочегар, несколько человек были ранены, сам пароход получил серьезные повреждения, в том числе вышли из строя рулевое управление и машинный телеграф. Но усилиями команды, прямо на ходу пробоины были заделаны, поломки устранены, и «Гаситель» продолжил работу.

Рамы иллюминаторов внутри «Гасителя» (2022 г.)

Всего за Сталинградскую битву героический пожарный катер получил около 3500 пробоин. В сентябре 1942-го «Гаситель» часто использовался на переправах, но было очевидно, что судно, изначально построенное как аварийно-спасательное, для этих целей он не подходит.

Вода падала, подходы к причалам мелели, и однажды «Гаситель» не смог выйти из Сталинградского затона. Его команду расформировали, капитана Воробьева отправили в командировку в Саратов. В середине октября 1942 года после очередного авиационного налета изрешеченное судно затонуло.

Жизнь вторая. Кино и мирный труд

В 1943 году многие суда стали поднимать со дна Волги. Дошла очередь и до «Гасителя» — его подняли из воды и отремонтировали. Вместе с капитаном на борт вернулись несколько человек из прежней команды. Пожарный пароход вновь занялся привычным для себя делом — тушил пожары на реке, откачивал воду из деревянных барж, участвовал в аварийно-спасательных операциях. Однако и подвигах его не забыли — в 1949 году «Гаситель» снялся в кино в роли самого себя.

Кадр из фильма о Сталинградской битве (1949 год)

В 1961 году «Гаситель» заменили «Стерегущим» — более современным и мощным пожарно-спасательным теплоходом, а «Гаситель» продолжил службу в Волжском аванпорту (аванпорт — внешняя более глубокая часть акватории порта, защищенная от крупной волны мысом, косой или искусственными сооружениями). Там он снова затонул, теперь уже из-за банальной халатности: перед зимним ремонтом отсоединили гребные валы, но не закрепили. При перестановке судна валы сдвинулись, и через сальники дейдвудов хлынула вода. Но вновь «Гаситель» подняли и отремонтировали. Он проработал до 1966 года, а потом за ненадобностью был списан и затоплен у левого берега, напротив центральной набережной Волгограда.

Возрождение, вечная стоянка и забытый капитан

Несколько лет «Гаситель» лежал на дне и замывался илом и песком. А потом было принято решение поднять его, восстановить и сделать памятником. В 1974 году 7-й экспедиционный отряд судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Министерства речного флота РСФСР поднял «Гасителя» со дна Волги. Многие жители Волгограда пришли посмотреть на это событие.

«Гаситель» после подъема из воды (1974–1975 годы)

К 1977 году легендарный пароход был восстановлен и встал на вечную стоянку на набережной Волги, в устье реки Царицы, недалеко от речного вокзала. Возле «Гасителя» проходила Малая Приволжская детская железная дорога (закрытая вскоре, в 1979 году). Ближайшую к нему станцию так и назвали — «Гаситель».

Памятник волжским речникам торжественно открыли 6 ноября 1977 года, к 60-летию Октябрьской революции. Автором проекта стал известный волгоградский архитектор Вадим Масляев.

К «Гасителю» часто приходили жители и гости Волгограда

Мемориал включает в себя сам пожарно-спасательный пароход «Гаситель», облицованный гранитными плитами бассейн, над которым он установлен (символизирующий Волгу), 13-метровую двустороннюю стелу, облицованную бальзамитовыми плитами, с надписями и звездой, и якорь.

По замыслу автора, и на вечной стоянке «Гаситель» словно плывет по Волге — бассейн под ним раньше был наполнен водой и символизировал великую русскую реку

Надпись на стеле со стороны Волги гласит: «Никогда советский народ не забудет мужественных сынов Волги, прославивших себя в боях за Сталинград». Со стороны города на стеле написано: «Слава речникам и пожарным волжского бассейна — героям Гражданской войны, защитникам Красного Царицына».

Так стела выглядела до реставрации 2022 года. Часть плиток отвалилась, некоторые буквы утрачены

Память о героизме «Гасителя» увековечена в музее-панораме «Сталинградская битва». Здесь хранятся пожарный рукав и вахтенный журнал «Гасителя», а также экспонируется модель легендарного пожарного парохода.

Когда-то здесь стоял рулевой «Гасителя» Иван Яковлевич Елагин

Со временем «Гаситель» заметно обветшал. Впрочем, виновато не только время, но и отсутствие должного ухода. В 2012 году его немного подремонтировали и покрасили, но серьезных работ не проводилось.

Электрощит внутри парохода «Гаситель»

С тех пор в некоторых местах корпус легендарного парохода прогнил насквозь, исчезли стекла из иллюминаторов. Не стало мачты, спасательных шлюпок и кругов, сигнальных флажков. Облицовка стелы и бассейна местами отслоилась

Около 20 лет «Гаситель» не ремонтировался — облезла краска, исчезли многие детали, пароход заполнился мусором

Осенью 2022 года на «Гасителе» начались ремонтно-реставрационные работы. С катера счистили почти 8 тонн грязи и старой краски, проварили и закрепили прогнившие части корпуса и обшивки, привели в порядок трюмы.

Подрядчик обещает закончить работы до конца 2022 года

Снаружи катер заново покрасили — в прежние серый и красный цвета. Планируется обновление гранитной облицовки бассейна, в чашу будут засыпаны щебенка и мраморная крошка.

Основаниям, на которых установлен пароход, потребовался только косметический ремонт, их выровняли и покрасили

Старые бальзамитовые плиты со стелы сняли, их место займет плитка из армянского туфа. Утраченные буквы восстановили, теперь надписи на стеле не будут иметь пробелов в словах.

Туф из Армении до стелы еще не добрался

Как ожидается, в конечном итоге «Гасителю» вернут его исторический облик, но без некоторых деталей: новые спасательные круги и шлюпки, мачта и флажки проектом не предусмотрены. Зато обещают вернуть на пароход памятную бронзовую табличку с надписью «Акцiонерное общество 253 1903 "Сормово"», утерянную около 30 лет назад.

Трюмы пока ждут покраски

При этом не идет речи о том, чтобы каким-либо образом увековечить память капитана «Гасителя» на самом пароходе или на стеле рядом. В Волгограде о нем почти совсем забыли, и лишь в ноябре 2022 года благодаря настойчивости неравнодушных граждан была найдена и приведена в порядок заброшенная могила Петра Васильевича Воробьева.

А «Гасителя» опять ждет новая жизнь. Пусть уже только как памятник, но вновь его ремонтируют и «вводят в строй», причем существует он не в тепличных условиях, не под стеклянным колпаком, а под открытым небом, при любой погоде и любых невзгодах.

На нынешней стоянке у «Гасителя» появились «паруса»

Совсем как раньше, когда ни огонь, ни налеты фашистской авиации, ни множественные пробоины не могли победить отважный пароход и его необыкновенную команду во главе с капитаном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем