В Волгограде может появиться свой центр современного искусства. Огромное арт-пространство расположится в заброшенном «морятнике». Но только в том случае, если на его создание выделят деньги. Во многом это зависит от самих горожан.
— Мысли про то, чтобы сделать из здания креативное пространство, у нас появились задолго до конкурса, — рассказала корреспонденту V1.RU руководитель проекта Оксана Бабижаева. — Год назад мы вели переговоры с дизайн-заводом «Флакон», на тот момент мы развивали другой проект, и на реновацию здания у нас не было свободных средств. В начале года объявили федеральный конкурс на развитие городских проектов, и мы решили попробовать реализовать более амбициозный проект — Волгоградский Центр Современного Искусства. Под этим названием мы подразумеваем весь культурный кластер города и региона.
«Морятник» участвует в федеральном конкурсе «100 городов». В случае победы будет сделан первый шаг к открытию качественной галерейно-выставочной площадки, где под одним стеклянным куполом — о нем позже — соберутся творческие коллективы, художники, скульпторы, дизайнеры, модельеры, музыкальные коллективы и все интересующиеся искусством. Единственное, что нужно сделать — проголосовать.
— На реализацию проекта нужны 300–500 миллионов рублей. Разумеется, таких денег ни у меня, ни у местных властей и бизнесменов нет, — констатировала печальную правду Оксана. — Но воплотить проект в жизнь можно за счет федеральной поддержки. Если мы победим, организаторы дадут нам выход на серьезных инвесторов, дадут возможность обучиться, упаковать свой проект.
«Морятник» хотят превратить в «КОКОН». Нечто вроде знаменитого «Винзавода» и «Гаража». Арт-пространство, которое вместит в себя художественные экспозиции, концертную площадку, интерактивные залы, мастерские. Само здание планируется частично сохранить: строился «морятник» по советскому ГОСТу и едва ли не надежней египетских пирамид. Здание хотят перестроить лишь частично. Центральная часть здания, по проекту, образует прозрачный купол, который будет напоминать кокон своими линиями.
— Запоминающиеся круглые окна существующего объекта органично впишутся в концепцию. Виной тому название, — объяснила Бабижаева. — Выбирали его долго и основательно. Варианты были разные, в их числе — «Morass» и «ЦаЦа». Огромное внимание мы уделили переводу на иностранные языки и ассоциации. В первом случае слишком много негатива обнаружилось, во втором — во многих языковых системах отсутствуют необходимые звуки.
«КОКОН» — это, разумеется, символ. Как в свое время «морятник» стал прибежищем для различных субкультур, так и центр объединит представителей самых разных направлений. Кроме того, в эзотерике существует понятие кокона, как соединения различных энергий.
— Проект наполовину коммерческий, наполовину меценатский. Часть выставок можно проводить бесплатно, часть в партнёрских отношениях, получая прибыль за счет продажи арт-произведений, — говорит Оксана Бабижаева. — Но важно не только это. У Волгограда нет ниточки, которая соединила бы его с мировым искусством. Увы, единицы наших художников продаются и выставляются за рубежом. С этим можно поработать.
Что касается не продвижения, а помощи в начале пути молодых и креативных, и здесь «КОКОН» планирует сыграть значительную роль.
— У нас в регионе все хорошо с технической стороной образования художников, но вот с креативной и концептуальной точки зрения не хватает идейности, видения, международных практик. Европейские и столичные учебные заведения с удовольствием заберут начинающих, талантливых, условно моложе 25-ти лет, к себе — обучать.
Пока, увы, это направление в регионе очень слабо реализуется. Работают небольшие, «камерные» арт-пространства, это здорово, что это у нас есть, но целостности в этом сегменте нет.
— Мы смогли бы стать и коммуницирующей и образовательной площадкой, «КОКОН» подойдет для проведения крупных городских мероприятий, международных фестивалей, — заключила Оксана.
Дарья Атарщикова