Объявленные санкции быстро и больно ударили по бизнесу в Волгограде — один за другим закрываются магазины известных брендов, а в тех, что остались, — не успевают переписывать ценники. Медиамагнат Вячеслав Черепахин сделал прогноз — что будет дальше и как приспособиться к так мгновенно изменившемуся миру вокруг нас.
Думаю, уже сегодня полезно понимать, к чему готовиться, экономические тенденции плюс-минус понятны. Без излишнего пофигизма, но и без стресса. Попробую изложить наиболее рациональное, что было обсуждено на разных встречах с самым широким кругом тех, кто пытается анализировать, — что ждем и как с этим работать?
1. Переориентация торговли товарами народного потребления с европейских и американских на азиатских поставщиков. А если точнее, то просто сокращение доли западных товаров и уход полностью под азиатских производителей.
Вряд ли ассортимент сильно упадет, хотя легко спрогнозировать общее падение качества товара и его неизвестность на рынке. Другое дело, что логистика может сильно перелопатить структуру предприятий торговли, фактически перераспределив рынок. В выигрыше окажутся самые динамичные, кто не ждет, пока «доставят последний товар из Италии через Стамбул», а уже сегодня ищет замену в Китае, Индии и ЮВА. Также могут выиграть рекламщики и маркетологи, которым необходимо будет приучить российского потребителя к новым товарам. Пока непонятно, насколько замещение будет масштабным в автомобильной отрасли, фарме, сельхозпереработке и в продуктах питания. Также есть сомнения в полноценном замещении промышленного оборудования, но здесь я рассматриваю только розничный потребительский рынок.
Есть немало скептиков у этого сценария, в том числе уважаемые экономисты. Но опять-таки я делюсь мнениями части сообщества, и другого пути быстрого замещения товарной массы пока не наблюдается.
2. Сокращение авиаперевозок. Самый негативный момент в этом тренде — эмоциональный, в области качества жизни. Для тех, кто привык к выездному туризму, — это проблема. Для зарубежных туристов, мечтающих приехать в Россию, и конкретно в Волгоград, — тоже. Мы их, правда, много и не видели. Но для туристической отрасли это возможность увеличить объем внутреннего туризма, развить инфраструктуру и объекты. Тут выиграют те, кто будет действовать быстро, без долгих дискуссий, что делать, вполне ясно. Мне бы хотелось, чтобы и наш регион был в числе выигравших от этой ситуации, потенциал немалый есть.
Кроме того, надо понимать, что еще заменой выездного туризма являются товары и услуги, стимулирующие переключение деятельности и компенсирующие отдых. Отсюда, можно прогнозировать рост спроса на самый широкий спектр — от загородной недвижимости и велнеса до товаров для отдыха, спорта и огорода.
3. Какое-то время будет работать тенденция части населения тратить сбережения на покупки из-за боязни, что деньги подешевеют, а товары подорожают. Сейчас этот процесс еще не идет полным ходом, как, например, в 2014 году, и, конечно, он краткосрочный — 2–3 недели, пока люди не перейдут к осознанной экономной форме потребления. Но в моменте торговля товарами с длительным периодом жизни может активизироваться и помочь предпринимателям подготовиться к дальнейшему спаду. Это тоже очень широкая группа товаров — от автомобилей, недвижки и бытовой техники до ювелирки, мебели и медицины. Наиболее активные уже запустили рекламные кампании и акции.
А тем людям, кто непременно хочет потратиться, есть смысл задуматься, нужен ли второй холодильник и третий телевизор? Можно вложиться в здоровье, образование, ремонт, ликвидность — в то, что поможет потом пережить сложные времена.
4. Изменение структуры спроса во многом будет происходить вынужденно, как производная от изменения структуры поставок и роста цен. Здесь очень мало позитива для торговли продуктами качества жизни — значительное число их потребителей перейдет к осознанному потреблению и экономии. Товары ежедневного спроса могут несколько сократиться в ассортименте, подорожать, но с полок точно не пропадут. В меньшей степени падение затронет бытовые услуги населения — парикмахерские, ремонт всякого, обслуживание сантехники, автомобилей, транспортные услуги. Сложно понять, что будет с HoReCa, скорее всего, как и во время пандемии — кто-то подстроится, а кому-то будет больно.
Думается, что вырастут микрокредитование, ломбарды, серые сервисы и прочее. Это на поверхности. Как водится, в период изменений есть те, кто проигрывает, есть те, кто шевелится и получает шанс не загнуться.
5. Внешние ограничения банковской системы вряд ли окажутся долгосрочной тенденцией. Во-первых, многие в курсе, что в технологическом плане наша банковская система передовая в мире и достаточно надежна. Я сейчас говорю не про деньги, а про сам механизм — кровеносную систему. Ограничения от эплпэй, мастера и визы быстро будут решены и замещены. Если это и вызовет неудобство, то недолгое. Поэтому я не предвижу тотального ухода «в кэш» наподобие 90-х и, как следствие, «затемнения» рынка, что всегда вызывает негативное влияние на конкуренцию и ухудшение условий торговли.
Единственно, на что надо уделить государству особое внимание — на так называемое телефонное мошенничество, которое в сложный период может особенно больно ударить по самым незащищенным!
Может, уже решим эту не слишком сложную техническую проблему, а?
Я пока приостановлюсь. Есть еще много о чем написать: о деньгах, роли государства, промышленности... О трудностях писать несложно. Но уже понятно, что, рассуждая рационально, можно находить выход из любой сложной ситуации. Хочется чтобы все, кто в состоянии неопределенности, — выдохнули и приняли, что жизнь не заканчивается, многое в наших руках. Да, изменения будут, и как мы к ним приспособимся — зависит от нашего настроя и подготовленности.
Как говорила одна героиня: «Ужас. Но не ужас-ужас!»
Согласны с автором?