Очередные отголоски санкционной политики Евросоюза докатились до Волгограда. На этот раз удар пришелся по любителям красной рыбы. Ассортимент лососевых пород на полках продуктовых магазинов города-героя лишился продукции под брендом «Русское море» белорусской компании «Санта Бремор». Поставщик объявил о прекращении поставок в Россию после того, как сам лишился доступа к норвежскому сырью из-за санкций. В крупных торговых сетях Волгограда и заведениях общепита информацию подтвердили, а заодно рассказали, стоит ли опасаться дефицита и роста цен на рынке морепродуктов.
Напомним, первые признаки продовольственного дефицита из-за западных санкций заметили еще в апреле работники баров и ресторанов Волгограда. Из блюд стали стремительно пропадать компоненты иностранного происхождения, найти замену которым было непросто. Уже тогда повара вынужденно прощались с норвежским лососем, а в барах вычеркивали из меню шотландское крафтовое пиво и поднимали цены на вьетнамские креветки.
В пресс-службе торговой сети гипермаркетов «Лента» отсутствие продукции под брендом «Русское море» подтвердили, однако не исключили, что вскоре ситуация может наладиться.
— В начале марта мы получили уведомления от поставщиков продукции «Русское море» о возможных сложностях с поставками, обусловленными нехваткой сырья, — рассказали корреспонденту V1.RU в пресс-службе сети гипермаркетов. — Сейчас «Лента» не получает товары производителя, ситуация может измениться в июне. Мы не видим предпосылок для возникновения нехватки морепродуктов и красной рыбы.
В другой крупной торговой сети — METRO Cash & Carry — заверили, что прекращения поставок от компании «Санта Бремор» даже не заметили, поскольку давно сотрудничают с другими поставщиками. По словам сотрудников, дефицита красной рыбы пока нет.
— По поводу действий компании «Санта Бремор» мы комментарии не даем, но можем с уверенностью сказать, что на сегодняшний день нами предусмотрен достаточный запас ресурсов и отлажены цепочки поставок других поставщиков, — рассказала торговым центром Елена Зорина. — Мы внимательно следим за ситуацией и поддерживаем прямую связь с поставщиками, клиентами и готовы в режиме реального времени принимать оперативные решения, чтобы обеспечить наши торговые центры всеми необходимыми товарами. Без красной рыбы из семейства лососевых люди точно не останутся. Норвежская рыба у нас была запрещена еще с 2014 года, с момента присоединения Крыма. В последнее время рыбу нам привозят с Фарерских островов и из Мурманска. От красной рыбы производства «Санта Бремор» мы уже давно отошли и делаем акцент на собственные торговые марки, поэтому их уход особо не заметен для нас.
К слову, об опыте успешной замены норвежского лосося мурманским рассказали не только работники торговли, но и представители ресторанного бизнеса.
— Мы работаем с нашим мурманским лососем, ну и пока еще у наших поставщиков есть остатки продукции «Санта Бремор», — рассказала специалист по закупкам популярного в Волгограде ресторана японский кухни «Якитория». — Закупаем потихоньку, но объемы небольшие. Мы брали икру «Тобико» производства «Санта Бремор» отличного качества, и пока нам ее возят. Закупали у них крабовое мясо, но сейчас перешли на Vici. А красная рыба уже давно мурманская, отечественная. На качество люди не жалуются, пока всё неплохо, а по цене даже чуть дешевле. Норвежской и чилийской красной рыбы уже давно нет. Вся надежда теперь на российских производителей. Хотя, конечно, ситуация плавающая, стабильной она, наверное, нескоро станет, но мы работаем и пока справляемся. Поставщики предлагают нам разную продукцию, мы пробуем, смотрим качество, закупаем.
Как рассказал владелец сети общепитов «Блинбери» и «СушиВесла» Евгений Купко, причина прекращения поставок лососевых пород рыбы из Белоруссии в том, что эта страна — наш союзник.
— «Санта Бремор» — это один из лидеров на рынке СНГ в сфере рыбообрабатывающей промышленности. Конечно, это наши партнеры, и я лично много раз посещал их заводы, — рассказал бизнесмен. — Изначально «Санта Бремор» был создан как производитель рыбных консервов и активно использовал оборудование и технологии соседних прибалтийских стран. Рывок в развитии у них произошел именно после 2014 года, когда Россия попала под санкции и лишилась поставок красной рыбы из Норвегии. Компания «Санта Бремор» стала закупать норвежский лосось, перерабатывать и поставлять в Россию в виде уже засоленного и упакованного продукта. Сейчас Белоруссия фактически наш союзник, сторона конфликта, они тоже под санкциями и тоже лишились поставок из Норвегии. Теперь мы вынуждены перестраиваться.
По мнению Евгения Купко, трудности с красной рыбой в России существуют уже давно. Впрочем, по мнению предпринимателя, дополнительные трудности вполне возможны.
— Россия умеет работать с сырьем в больших масштабах, но не умеет работать с технологиями, когда речь идет о переработке продукта второго и третьего передела, — добавил предприниматель. — Не умеем калибровать, обрабатывать, качественно засаливать и хранить. Это всё — сложные технологии, которых у нас нет. Ничего кардинально с 2014 года не изменилось. Появилось несколько фермерских хозяйств в Мурманске и в Карелии, но в мировых масштабах красную рыбу производят только Норвегия, Фареры и Чили, поделив между собой мировой рынок. С уходом белорусов стало сложнее с точки зрения выбора партнеров, заключения договоров, логистики. Еще одним негативным последствием может стать снижение качества продукции у недобросовестных производителей роллов из-за подорожания красной рыбы. Уже сейчас некоторые кладут в суши такое, от чего японец сделал бы себе харакири.
«Глобально ситуация с лососем в России как была плохой, так плохой и осталась»
По словам бизнесмена, дефицит и санкции напрямую повлияли на резкое повышение стоимости красной рыбы. Решение проблемы предприниматель видит в развитии собственного производства лососевых пород рыбы в России.
— Сейчас какую-то часть потребности мы закрываем лососем из Мурманска, частично закупаем карельскую форель, что-то перепадает от лжеимпорта с Фарерских островов, из Чили, Норвегии, — рассказал Евгений Купко. — При этом лосось в этом году подорожал почти в два раза, а снижать качество для своих клиентов мы не готовы. Подорожание произошло по двум причинам. Первая — лосося мало. Вторая — привязка к курсу доллара. Сейчас доллар упал, но легче нам не стало, потому что лосося по-прежнему мало. Эта проблема существует уже давно. Возможно, я просто не в курсе, но я не вижу, чтобы что-то серьезное или системное предпринималось правительством для развития этой отрасли, для создания своего производства рыбы, для обеспечения пищевой безопасности. Очень хочется, чтобы в будущем у нас был свой собственный качественный охлажденный лосось, не уступающий норвежскому, чтобы потребитель имел доступ к качественным рыбным продуктам.