Волгоград стал худшим из 18 городов-миллионников и субмиллионников России по так называемому «рейтингу обручапьного кольца», то есть по числу покупок этих ювелирных изделий на 1000 жителей. Волгоград также вошел в шестерку городов России с самым низким средним чеком на ювелирные изделия. Эксперты, в свою очередь, связывают это с крайне низким уровнем дохода жителей Волгограда.
По данным представителей ювелирного бренда Sokolov, аналитики которого составили рейтинг продаж золотых колец в регионах России, за прошедшие полгода на каждую тысячу жителей Волгограда приходится только 0,4 купленных золотых колец. И если в лидерах по покупкам ювелирных изделий оказались Москва, Тюмень, Екатеринбург и Ярославль, то Волгоград уступил даже своему постоянному сопернику по наиболее низкому уровню качества жизни — Омску. Там за прошедшие полгода покупалось по 0,6 новых колец на каждую тысячу жителей.
Кроме того, по данным составителей рейтинга, Волгоград оказался в шестерке аутсайдеров и по среднему чеку на покупку ювелирных изделий. В Волгограде средний чек оказался равен 9484 рублям, а пик продаж ювелирных изделий в городе пришелся на март — видимо, в честь Международного женского дня. Даже в соседних регионах средний чек оказался гораздо выше: 13 235 рублей в Ростове-на-Дону и 11 214 рублей в Краснодаре.
Кризис ювелирного бизнеса
Известный экономист, доктор наук, профессор кафедры экономики и финансов ВФ РЭУ имени Плеханова Игорь Бельских, в свою очередь, считает что причина подобного состояния дел в Волгограде очевидна — низкий уровень доходов волгоградцев.
— При таких зарплатах люди удовлетворяют первичные потребности: покупают еду, одежду, услуги, без которых не прожить. Ювелирка в данном случае — «десятое дело». Тем более, в стране много подделок и сомнительных украшений, — считает профессор экономики Игорь Бельских. — Практически «обручальный индекс» — это о кольцах для брака. А в Волгограде, по статистике, кризис брачных отношений.
Действительно, в Волгограде и Волгоградской области число разводов растет стремительными темпами, что признает даже федеральная служба государственной статистики. Если в 2022 году органы ЗАГС приняли 4113 заявлений о разводах, то в 2023-м — уже 4270. Это сказывается и на демографической ситуации: за первые пять месяцев в Волгограде и Волгоградской области умерло почти на 10 000 человек больше, чем родилось.
— Низкий уровень доходов тяготит местных мужчин и женщин. Люди предпочитают новые формы отношений, — говорит Игорь Бельских, — Для чего брак заключать? Только если обеспечить юридическое будущее нерожденных детей? Последние годы, по данным статистики, сократилось количество богатых людей, а они тоже были двигателем инвестиций в ювелирную красоту для общества. С учетом роста у.е., золотые украшения станут еще менее доступны для большинства россиян. Ничего страшного, бижутерия — тоже сила. Фианиты, стразы, бусы, топорики — африканский стиль красоты, тоже альтернатива ювелирным украшениям. Тем более, мы с Африкой большие друзья.
«Если институт брака в кризисе, то в кризисе и местный обручальный бизнес»
Профессор Игорь Бельских предлагает гораздо тщательнее относиться к выбору ювелирных изделий и оценивать их не как подарок любимым, а исключительно как инвестиции:
— Натуральный драгоценный камень в 5 каратов — это вещь. Ее внуки продадут через 50 лет и скажут спасибо, что купили, — рекомендует профессор. — Но такого в городе нет, от слова «совсем». А осколки искусственных камней: бриллиантов, рубинов, сапфиров и изумрудов, что продают в Волгограде, — они, по сути, ничего не стоят. Да, если торговля не идет и плохой сбыт, нужны акции, распродажи, создание потребительских стимулов. Но при общем падении доходов населения и в депрессивном регионе это поможет мало.