Санкт-Петербургская биржа, в которой обращаются американские, китайские и европейские акции россиян, попала под блокирующие санкции США. Какие последствия принесет закрытие одной из двух бирж России и что ждать теперь волгоградцам, рассказал известный экономист, профессор кафедры экономики и финансов ВФ РЭУ имени Плеханова Игорь Бельских.
Инвесторов выдавливали с биржи
В России всего две биржи: Санкт-Петербургская и Московская. Из-за закрытия одной из них, по мнению профессора Бельских, страна понесет огромные убытки. Уже сейчас, по его словам, потери оцениваются от 1,2 трлн до 2 трлн рублей, а директор биржи Роман Горюнов уже ушел в отставку.
«Когда разморозят заблокированные иностранные акции? От 10 лет до никогда. Санкции наложили на биржу, а не на миллионы инвесторов»
— Все покупали американские и китайские акции через биржу в Санкт-Петербурге, так как она давала выход на международные рынки, — объясняет экономист Игорь Бельских. — Но ее включили в SDN-список, а это самая страшная санкция в современном мире финансов. Никто в мире не захочет связываться с организацией, входящей в SDN-лист. Все боятся вторичных санкций от США — это главный мировой рынок капитала. Справедливости ради, сейчас в нем уже находятся почти все финансовые структуры страны.
«Де-факто — закрыта. Торги не идут. Акции самой биржи сильно упали»
По словам профессора Бельских, сейчас официально биржа работает, но большинство операций с ценными бумагами не проводится.
— Руководство обещает дать объяснения, но их до сих пор нет, — разводит руками профессор Бельских. — Это страшный удар по российским инвесторам, сопоставимый с февралем 2022 года. Бирже дали срок до января 2024 года выпустить клиентов из активов. И примерно так, напомню, начиналась блокировка в мае — июне 2022 года. Сейчас всё находится в режиме «кормления завтраками».
Профессор Бельских рассказывает, что Санкт-Петербургская биржа была мощным «окном» для свободного поступления конвертируемой валюты в страну. Одновременно она выступала и «ямой», куда уходил национальный капитал, и, если верить экспертам, на бирже находится несколько миллионов счетов с иностранными бумагами.
— Свобода и легкость покупок китайских, европейских, самое главное — американских акций позволяли получать прибыль на спокойных предсказуемых мировых рынках, — рассказывает профессор экономики. — Обороты и степень размещения капитала там доходили до трети всего российского рынка ценных бумаг. У нас были только валютные риски и повышенное отечественное налогообложение. Валюта всё время дорожает, но этот риск постоянно был источником дохода для инвесторов. Видимо, наши власти мечтали, чтобы этот рудимент рыночного прошлого ушел из деловой практики инвесторов.
«На бирже все зарабатывали легко, хорошо и понятно. От мелких инвесторов до крупных олигархов»
Профессор рассказывает, что за последний год на этой площадке были введены серьезные ограничения для работы простых участников. Например, можно было продать иностранные акции, а купить снова запрещалось.
— Это была забота финансовых отечественных властей. Потихоньку инвесторов выдавливали с этой биржи, — объясняет экономист. — Многие не продавали, а просто продолжали сидеть в импортных ценных бумагах. У нас в стране кто еще верит в заботу государства о людях? А надо было верить.
Игорь Бельских считает, что если в прошлом году страна потеряла сотни миллиардов заблокированных золотовалютных резервов, то теперь очередь дошла до реализации рисков и для частного инвестора.
— Глобальный рост американских ценных бумаг в 2024 году останется за пределами инвестиционного планирования миллионов наших инвесторов. Вместо «белого» и понятного заработка миллионы россиян, самых успешных и богатых, получат триллионные убытки, — предполагает профессор. — Надо ли этому радоваться? Нет. Они меньше налогов заплатят, меньше потратят в экономику — это плохо, а косвенно негативно будет всей стране.
Путь Ирака или путь Ирана?
Главный риск, который пришел с новыми финансовыми санкциями, по словам профессора Бельских, — это валютные ограничения.
— Нашу экономику и мировую стало связывать всё меньше ниточек, — объясняет Игорь Бельских. — Теперь все ожидают «последний удар» по валютному рынку страны — Московской бирже. Есть еще несколько банков, у которых есть безналичный выход на рынки евро и доллара. Это остались как последние могикане.
Экономист предполагает, что страну ждут печальные последствия в случае, если и дальше будут закрываться последние возможности для поступления валюты. И в таком случае, считает Игорь Бельских, что у России будет только два мировых апробированных сценария: иранский и иракский.
— Есть два пути. По иранскому сценарию предстоит полное закукливание экономики на себе самой — автаркия. Кратное падение уровня жизни, стоимости национальной валюты, резкий рост безработицы и прибывающие команды китайских партнеров, которые всё скупают за гроши, — предрекает Игорь Бельских. — Только они одни решились тайно помочь Ирану, при этом покупая иранскую нефть с кратной скидкой. Иракский сценарий был проще. Мир не смог обойтись без иракской нефти, поэтому работала программа «нефть в обмен на продовольствие и лекарства». Нефть Ирак продавал даже не за деньги, а за гуманитарные грузы. Программа действовала больше десяти лет, пока в страну не пришла международная демократия. А свободно конвертируемой валюты в стране не будет.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там
обо всём, что важного и интересного происходит в Волгограде и области.
Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы
присоединиться, нажмите сюда.