В Краснооктябрьском районе Волгограда, у центрального входа АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады», сегодня собрались десятки рабочих АО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь».
Как рассказал V1.ru оператор цеха Владимир Воропаев, на заводе не осталось никого из руководства.
— В один час с предприятия исчезли все. Бухгалтера, расчётчики, заместители директора. Мы не можем ни работать, ни забрать трудовые книжки, — говорит волгоградец. — Всё началось с 8 июня. На две трети нас выпроводили. Оставили зарплату шпаргалки-копейки. Но как их получить, мы не знаем. Никого нет. Мы даже не можем рассчитаться. Подойти не к кому.
У завода и комбината «Красный Октябрь» общий владелец.
— Мы работаем на АО «ВМЗ «Красный Октябрь», а есть всем известный «ВМК Красный Октябрь». Организации разные, но хозяин Дмитрий Герасименко один на всех, — рассказал Владимир Воропаев. — У нас отливаются пушки для танков и изготовляется другое вооружение для Минобороны. Мы тут не кастрюльки льём. Мы пришли не митинговать, нам просто даже негде собраться.
Снежану Чернову рабочие выбрали в состав комиссии по трудовым спорам по коллективному договору.
— На данный момент о судьбе завода мы знаем только со слухов. 8 июня, по нашим данным, был суд, на котором «Красный Октябрь» объявлен банкротом. Нам до 9 сентября назначили конкурсным управляющим Евгения Борисова. Он же занимает на заводе должность исполнительного директора и энергетика. Как минимум, мы хотим увидеть документы, банкроты мы или нет.
В первых числах июля с завода ушли все сотрудники бухгалтерии и руководство.
— С 5 июля на предприятии убрали охрану, заблокировали корпоративную сотовую связь, без контроля осталась охранная сигнализация складов. Все программы на компьютере работают только в фоновом режиме, только для чтения и ограниченно, — поделилась Снежана Чернова. — Цеха опечатаны. Сразу пять КПП оставили на откуп сотрудникам. Рабочих до 31 июля на 2/3 отправили на простой. На предприятие попадаем благодаря выданным «Титан-Баррикадами» временным пропускам.
Часть отправленных на простой сотрудников продолжает каждый день выходить на работу.
— Не ведётся табель рабочего времени, но некоторые сотрудники остаются на своих местах и работают полный рабочий день. Они проводят ремонтные работы, а за неохраняемыми цехами присматривают выходящие на дежурство рабочие.
Оператор котельной Наталья Кургузова рассказала, что никакой документации на заводе не ведётся.
— С начала нового года сократили около 600 человек. На производстве остались только 400 рабочих. Функционируют восемь цехов, — говорит женщина. — Мне нужна была справка НДФЛ и копия трудовой книжки для одобрения в банке ипотечного кредита. Я обратилась непосредственно к директору Борисову. Я его нашла, но он сказал, что у нас нет расчётчиков, бухгалтеров, нормировщиков. Никто не ведёт табеля. Многим нужны справки, пенсии, но директор ответил, что его это не касается. И ответственности он ни за что не несёт.
Женщина попыталась найти поддержку у городских властей.
— Я звонила в городскую администрацию. Мне порекомендовали составить жалобу, заявление-требование и ехать в трудовую инспекцию. Там обязаны рассмотреть его и в течение десяти дней дать ответ о результатах, — поделилась Наталья Кургузова. — Если по истечении этого срока нам результата не дадут, то с этой жалобой мы обратимся напрямую в прокуратуру Краснооктябрьского района Волгограда. Можно обратиться в областную, но через голову прыгать не хотим. Пускай дирекция завода сама тогда разбирается.
На встречу с рабочими пришёл председатель профсоюза Сергей Белоусов.
— По моим сведениям, у нас есть конкурсный управляющий некто Любименко, но он на связь со мной в последние дни не выходит. Он обещал, что приедет с новым директором, но на мои звонки сегодня не взял трубку, — говорит председатель профсоюза. — Нового генерального директора, который будет руководить предприятием и заниматься трудовыми вопросами, мы так и не увидели. Сейчас просто не кому задавать вопросы. В четверг я был в прокуратуре, пытался задать им вопрос, кто у нас хозяин, но там не знают. Любименко — временный управляющий. Сегодня опять пойду в прокуратуру.
Рабочие посоветовали главе профсоюза обратиться в Общественную палату Волгоградской области и представителю президента страны.
— Полтора месяца назад, когда начались проблемы на заводе, я писал письма в администрацию президента и его уполномоченному в Ростове-на-Дону. Все обращения вернулись в нашу администрацию, — разочарованно ответил Сергей Белоусов.
— Кто будет оплачивать работу, больничные листы, отпуска, простой и другие выплаты? Я хожу весь июль на работу, кто мне будет платить зарплату? — посыпались вопросы рабочих.
— Я уволиться хочу — смеётся молодой парень. — У нас нет бухгалтерии, отдела кадров — никого.
— Я ухожу в декрет и не могу этого сделать. Хожу по предприятию, но никого найти не могу. Что мне делать? — перебивает коллегу Ольга.
— С января нам не выдаются индивидуальные средства защиты. Не выплачены аванс, который мы должны были получить до 30 июня, и зарплата. Её должны были выплатить до 15 июля, — говорит Елена Объедкова.
— Что будет с нами, мы не знаем. Заберёт нас «Титан-Баррикады» или «Красный Октябрь», рассчитают нас или нет. Мы даже не знаем, каким образом можем уволиться, — недоумевает Наталья Дьячкова. — Многие отрабатывают сегодня последний день по сокращению. Завтра они уже не выходят. Их нет ни в табелях, ни в должностях. Есть много желающих уволиться по собственному желанию. Но они не могут этого сделать.
Трудовые книжки сотрудников «Красного Октября» закрыты в заводоуправлении, и к ним нет доступа.
— У нас есть два руководителя, которые остались. Это Елена Кулакова — нормировщик. Но она не имеет никакого права и доступа к трудовым книжкам, — говорит Снежана Чернова. — Должен быть расчёт и приказ. Мы позвонили бухгалтеру Наталье Дулькиной с вопросом, кто нам даст зарплату. Она ответила, что никто. Она отправила нас к директору Борисову.
— С 10 июля Евгений Борисов находится на больничном. Вместо себя он никого не оставил. Мой руководитель 12 июля ушёл работать на комбинат «Красный Октябрь». В кузнечном цехе официально тоже нет руководителя. Нам даже не у кого спросить, что делать, — недоумевает Снежана Чернова. — На данный момент должны быть выплачены зарплаты. Больничные листы никто не оплачивает. Они лежат на руках. Люди пошли в отпуск без положенных выплат. Мы хотим решить вопрос по мирному, без суда. Но для этого нам нужно обратиться к нашему руководителю и председателю. На две третьих с предприятия имеют право отпускать рабочих до полугода. Но встаёт вопрос, если вы хотите сохранить профессиональных работников и дорожите ими, то платите день в день зарплату.
Рабочие завода «Красный Октябрь» по окончании встречи составили коллективную жалобу и направили её в трудовую инспекцию и дирекцию предприятия.
Алексей Серебряков