В Волгограде как минимум восемь детей с проблемами со здоровьем могут так и не попасть 1 сентября в школу и не стать первоклассниками. Матери обивают пороги школ и кабинеты чиновников, но получают лишь отказы. Чиновники администрации Волгограда, в свою очередь, советуют или оставаться еще на год в детском саду, или же отправлять больных детей учиться в обычные классы.
«Я с января собирала документы, но безрезультатно»
У Натальи в этом году сыну исполняется восемь лет. У мальчика есть проблемы со здоровьем — аутизм. Женщина рассказала, что с начала года собирала документы, чтобы ребенок смог попасть в специальный ограниченный ресурсный класс.
— У меня ребенок-аутист. Эти дети перед школой проходят комиссию, чтобы определить, по какой программе они будут учиться. Как правило, если интеллект у ребенка сохранен, то это программа 8.1 или 8.2. Она общеобразовательная, только начальная школа длится 5 или 6 лет, — рассказал Наталья. — Для них каждый год открывают ресурсные классы. В таких классах создаются идеальные условия. По программе в них прописаны занятия с психологами, дефектологами. Также школа обеспечивает для таких детей сенсорные комнаты. Родители таких деток стараются пройти всё это и собрать все бумажки заранее, чтобы в комитете образования понимали, сколько таких детей в городе и на что им стоит рассчитывать. И я как сознательный родитель прошла эту комиссию и получила заключение еще в январе.
Однако весной родителям объявили, что как минимум половина особенных первоклашек могут так и не сесть за парты.
— В мае было проведено собрание родителей в Центральном районе, в школе № 81, именно в ней будет открыт новый ресурсный класс. Наполняемость такого класса оказалась всего 8 человек. А у нас в этом году таких детей 16, эта цифра вроде бы больше, нет? Я попросила, чтобы мне написали письменный отказ о приеме моего ребенка в школу, — рассказала мама особенного первоклассника. — Мне сказали, что не могут этого сделать. Мне предложили варианты: либо мы остаемся в детском саду, либо придется идти в коррекционный класс в нашем районе, в школе № 59.
«Письменного отказа не дали. Сказали, что не положено»
Наталья с сыном — из Кировского района. И за неимением лучшего им предложили учебу в коррекционном классе с детьми с задержками развития.
— В таких условиях допускается обучение детей, таких как мой. Мы поговорили с мамами детей, которые тоже не попали в класс. Мы решили добиваться открытия второго такого ресурсного класса. У нас еще один вариант — инклюзия. Это когда дети идут учиться в обычный класс. Мой ребенок так учиться точно не сможет, — грустно говорит Наталья. — Это однозначно. Кроме того, при таком обучении с детьми никто не будет заниматься отдельно, никто не будет адаптировать программу точно под него, скорее всего, и тьютора у него не будет. Когда я всё это озвучила в школе, мне пообещали и тьютора, и дополнительные занятия. Но я словам уже не верю.
Наталья обратилась в несколько школ, но гарантированного ответа нигде не получила.
— Я как добросовестный родитель занималась всей этой подготовкой к школе с января. Заполнила всё вовремя, прошла комиссии — и что в итоге? Нас сейчас просто бросают, — возмущается женщина. — В тех школах, куда я обращалась, мне не дали письменных отказов, оснований для открытия второго ресурсного класса также, по мнению чиновников, нет.
«Никому наши дети не нужны, кроме нас самих»
Как рассказала корреспонденту V1.RU мама еще одного особенного ребенка из Красноармейского района Волгограда, проблема с такими детьми должна решаться созданием специальных ресурсных классов или специальных центров. Но чиновники в Волгограде словно пытаются не замечать проблемы.
— У меня тоже ребенок особенный. Мы на домашнем обучении — ходим в школу три раза в неделю. Наталья хочет, чтобы ее ребенком занимались по самому идеальному варианту, — рассказала волгоградка. — Но это всё очень сложно. Теоретически здесь должны вмешаться департамент образования либо прокуратура. Но в реальности оказывается, что никому наши дети не нужны, кроме нас самих.
Волгоградка рассказала, что и в инклюзии особенные дети могут учиться с обычными детьми, но с некоторыми весьма существенными оговорками.
— Некоторых детей нужно водить за руку везде, — рассказала волгоградка. — Моего ребенка нужно водить, поэтому к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Для Волгограда проблема с ресурсными классами — очень большая проблема. Их открывают один на весь город. А дети разбросаны по районам. Есть дети из Красноармейского района, есть из Кировского, есть из Тракторозаводского. И никто не будет думать и подбирать условия под вас. Находят середину — центр города, и всё.
При этом, по словам родительницы, если особенного ребенка всё же определят в класс с обычными детьми, то и требования к нему будут такие же строгие.
— Опять же программа 7.1 отличается от программы 8.1 тем, что темп обучения более медленный, — рассказывает горожанка. — Мы же ушли на домашнее обучение и учимся в своем индивидуальном темпе. Но! Есть одно огромное но. Я сижу дома и всё время посвящаю ребенку. У Натальи, с ее слов, такой возможности нет. Она работает.
Мест нет. Прием прекращен
Журналисты V1.RU направили запрос в департамент образования городской администрации и Комитет образования Волгоградской области. На звонки журналистов не ответили ни Ирина Радченко — руководитель городского департамента по образованию, ни Лариса Савина — председатель областного комитета.
Но, несмотря на нежелание Ларисы Савиной и Ирины Радченко общаться со СМИ, точка зрения городского департамента известна. В редакции есть копия ответа, полученного от чиновников Натальей, за подписью Ирины Радченко. Если перевести бюрократический язык на разговорный, то в сухом остатке получается, что никто из чиновников с проблемой родителей особенных деток разбираться не будет.
— В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, — говорится в письме за подписью Ирины Радченко. — Департаментом 17 мая была организована встреча с родителями детей с расстройствами аутистического спектра (далее — дети с РАС) на базе средней школы № 81 Центрального района Волгограда. На данной встрече присутствовали родители детей с РАС из разных районов Волгограда, в том числе и вы.
В письме подтверждается, что оставшимся без мест в ресурсном классе детям предложили либо оставаться еще на год в специальных группах детсадов, либо идти в общеобразовательные школы в отдельные классы для детей с задержкой психического развития.
— Письменные отказы в приеме заявлений в 1-й класс при отсутствии свободных мест действующими правовыми актами, регламентирующими порядок приема в МОУ, не предусмотрены, — пытаются объяснить свои действия чиновники департамента образования. — После приема восьми заявлений прием заявлений был прекращен, поскольку свободных мест в данном классе больше нет.
Редакция V1.RU просит прокуратуру Волгоградской области вмешаться в ситуацию, сложившуюся в преддверии 1 сентября с особенными детьми Волгограда.