1 сентября впервые в школу идут не только первоклассники, но и начинающие учителя. Так, первые уроки сегодня проводит и Мария Козлова, решившая уехать из Волгограда в село Горная Пролейка, чтобы стать там единственным учителем математики. Туда, где, по словам друзей и близких, у нее не будет счастья, нормальных жизненных удобств и привычных городских развлечений. А будут только много работы и огород в оставшееся от проверки тетрадок время.
«Надо уследить за всеми сразу и за каждым по отдельности»
Село на Горная Пролейка, что расположено на самом обрыве берега Волги в Дубовском районе, для Марии не чуждый населенный пункт. В нем она родилась и выросла в многодетной семье, оказавшись старшей сестрой трем братьям и двум сестрам. И именно это повлияло на выбор профессии — стать педагогом.
— Сколько себя помню, я всегда учила и воспитывала своих младших братьев и сестер, постоянно придумывая им игры и занятия, — рассказывает Мария. — Еще в детстве я поняла, что такое ответственность, когда надо уследить за всеми детьми сразу и за каждым по отдельности. Иногда мне говорят, что я даже слишком ответственна и нужно сбавить обороты.
Девушка поступила в педагогический университет, а во время летних каникул всегда ездила вожатым в лагеря.
— Мне интересно с детьми. Всегда чему-то новому у них учишься. Когда была вожатой в лагерях, то всегда убеждалась в этом, — вспоминает Мария. — Я часто с ними проводила игру под названием «Выбор». От своего лица рассказывала сложные жизненные ситуации, в которые я могла бы попасть, и предлагала детям выбор: поступить либо так, либо так. Иногда ответы детей поражали меня взрослым мышлением и серьезностью размышлений.
«В село возвращаться нельзя»
По словам Марии, еще даже до поступления в вуз она постоянно слышала, что «в село возвращаться нельзя». Еще чаще она стала слышать это даже от близких, когда озвучила свое решение после получения диплома вернуться в Горную Пролейку и стать там учителем математики.
— Большинство, конечно же, отрицательно отнеслись к моему желанию остаться поработать в селе. Постоянно говорят, что зря я это делаю. «Молодая, красивая, умная. Что ты здесь забыла?» — рассказывает Мария. — Мне повторяют, что я делаю большую ошибку. Ведь здесь трудно устроить личную жизнь, да и с развлечениями и досугом проблемы. Городская жизнь считается гораздо интереснее и веселее для молодежи.
«Часто слышу, что я здесь стухну, зачахну, буду сажать картошку летом и печь пирожки зимой. Хотя что в этом плохого?»
— Родственники тоже несильно обрадовались, пытались переубедить даже. Многие думают, что я поддалась уговорам со стороны учителей, что это не мое осознанное решение. Но это не так, — уверяет Мария, превратившаяся с 1 сентября в Марию Сергеевну. — Мне пришлось много выслушать разных мнений, советов, в том числе и непрошеных. Хочется хоть чем-то быть полезным для родного села. Тоже странно: люди говорят, что в школе не хватает молодых квалифицированных учителей, из-за чего у нас мало кто остается в 10–11-х классах. Родители боятся, что дети ЕГЭ могут не сдать. Но при этом говорят, что лучше бы я сюда не приезжала. Переживают за меня, наверное.
Каждый день — по семь уроков
Но если у первоклассников учебная нагрузка увеличивается постепенно, то Марии Сергеевне о таком можно только мечтать. Она оказалась единственным на всю школу учителем математики: ее предшественница ушла в декрет. И, соответственно, нагрузка на педагога сразу стала соответствующей — 35 часов в неделю, семь уроков каждый день.
«Больше учителей не осталось, поэтому вся нагрузка — мне»
— Я думала, что нагрузка будет меньше. Всё-таки опыта практически нет. Хотелось постепенно вливаться в работу и в коллектив, но не получилось, — говорит Мария Козлова. — Помимо математики в 5, 6, 7, 8, 9 и 11-х классах, буду вести финансовую грамотность, вероятность и статистику. Хорошо, что в 11-м классе у меня будет всего один ученик. Будем индивидуально заниматься. Никого шума, в отличие от городских классов, где обычно учится больше 20 человек. В 9-м классе готовить ребят к сдаче ОГЭ — это слишком ответственно. Но придется, я сама выбрала этот путь.
Впрочем, по словам Марии, зарплата в селе будет значительно выше, нежели у ее коллег в городе, так как молодому сельскому специалисту полагаются некоторые бонусы. Но, какого размера зарплату ей пообещали платить, признаваться категорически отказывается: боится, что разглашение столь важной коммерческой тайны не одобрит руководство.
Но оставаться в школе Горной Пролейке на долгие годы до самой пенсии Мария Козлова пока не собирается. Говорит, что профессионального и карьерного роста там быстро не получить. Пока же она хочет состояться как педагог, учитель и наставник.
— На следующий год я планирую поступить в магистратуру. Но точно знаю, что буду приезжать в село при каждой возможности. В деревне делать нечего? Если я здесь, значит это не так, — говорит Мария. — От человека всё зависит. От его интересов и увлечений. Нельзя так категорично относиться к жизни в селе. Многие утверждают, что всё плохо, но даже представления не имеют, каково это — жить в таком месте. Хоть и минусов много, конечно… Нет детского садика. Нет газа. Нет даже общественного транспорта, чтобы уехать из Горной Пролейки, если ты вдруг в нее как-то попал.