V1
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Волгограде

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

0 м/c,

752мм 38%
Подробнее
USD 91,69
EUR 98,56
Образование «Здоровые дети называют наших дебилами»: в Волгограде мама ребенка-аутиста рассказала о проблемах в школе

«Здоровые дети называют наших дебилами»: в Волгограде мама ребенка-аутиста рассказала о проблемах в школе

Мама считает, что вместо социализации детей держат закрытыми. Чиновники уверяют, что всё в порядке

Мама ребенка рассказала о проблемах в школе № 16 Краснооктябрьского района

В Волгограде родители учеников средней школы № 16 бьют тревогу: по их словам, детей с особенностями развития учат студенты-практиканты, а на переменах закрывают в кабинете, чтобы они не мешали здоровым детям. На Новый год они водят унылый хоровод вокруг елки в школе, в то время как обычным ученикам показывают сказочные представления в Доме культуры. Причем, куда тратятся крупные суммы, которые обязаны выделяться школе именно на таких детей, родителям неизвестно: они предполагают, что деньги уходят на охрану, отопление, ремонт, видеонаблюдение или вообще непонятно на что. Чиновники, в свою очередь, уверяют в обратном.

«Держат детей в закрытом кабинете, как скотину»

В редакцию V1.RU обратилась Полина Федунова, мама ребенка с тем, что сейчас принято называть ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья.

— Мой ребенок учится в третьем классе, в котором всего восемь детей. Еще четверо детей осталось в параллельном классе, остальные четверо ушли в интернат, не выдержали, — рассказывает Полина Федунова. — Сейчас наших детей учат студенты. Они не знают, как работать с такими детьми. Они сидят и просто раскрашивают картинки. Опытных квалифицированных специалистов нет. Дополнительные занятия проходят до начала основных уроков: с психологом, логопедом и психологом они начинаются у кого с 08:30, у кого с 08:40. Все сидят в одном классе. Те, кто пришел раньше и отзанимался, тоже сидят в этом классе и ждут уроков. А все остальные занимаются через перегородку.

Женщина заявляет, что все занятия с детьми проходят в одном классе, в то время как у каждого учителя должен быть свой отдельный кабинет. Дети не могут сосредоточиться на том, что говорит учитель, потому что другие в это время шумят.

— Занятия проходят так, — объясняет женщина. — Есть кабинет, у окна стоит стол логопеда. Он проводит индивидуальное занятие. Потом стоит шкафчик типа перегородки, за которой проходит индивидуальное занятие у дефектолога, потом снова шкафчик, и там уже психолог с таким же индивидуальным занятием, а тут же, в этом кабинете, остальные дети, у которых уже закончились занятия, и они шумят, кричат и орут. Представили картину? Директор сказал: «У меня нет кабинетов». И так держат в этом кабинете детей, как скотину, на протяжении четырех лет.

«Здоровые дети называют наших дебилами»

По словам Полины Федуновой родители жаловались директору школы, в департамент образования и даже писали на Первый канал.

— В департаменте отвечали: «Ну у вас же есть логопед, дефектолог, психолог. Чего вы жалуетесь?» — рассказывает Полина Федунова. — А то, что они студенты без опыта, никого не интересует. Директор нам обещал, что наши дети получат образование и социализацию наравне с другими здоровыми детьми. Но этого нет. В коридоры детей не выпускают, потому что здоровые дети называют наших дебилами, придурками. Руководство школы отвечает: «А вы знаете, как ваших детей называют? Вот поэтому мы их и не выпускаем». А почему тогда учителя не проводят беседы с этими детьми? Наши дети тоже хотят бегать, прыгать, играть, веселиться вместе с другими.

Кроме того, по словам обеспокоенной матери ребенка с ограниченными возможностями, они предполагали, что все мероприятия, праздники, а также физкультура должны проводиться совместно со здоровыми детьми. Но, по ее словам, если на Новый год здоровых детей водят на сказочные представления в Дом культуры, то нездоровые водят хоровод вокруг елки в школе. Нет, по словам матери, в школе ни сенсорной комнаты, ни обещанных ранее секций, ни инклюзии — процесса включения людей с физической и ментальной инвалидностью в полноценную общественную жизнь.

Занятия для особых детей проводят в кабинете, где зона педагогов огорожена самодельными шкафами

«Жалуйтесь куда хотите»

При этом, по словам Полины Федуновой, именно на работу с детьми, имеющими проблемы с особенностями развития, должны выделяться государством крупные суммы: более 600 тысяч рублей в год на каждого ребенка. Но, по мнению мамы, почему-то увидеть результат поступления этих денег в школу ей не удается.

— Есть документы, где сказано, что на детей с особенностями здоровья выделяют 600 тысяч рублей в год. Школа это не отрицает, — заявляет женщина. — Я слышала, что деньги приходят, но руководство тратит их на оплату коммунальных платежей, охрану, видеонаблюдение... При этом все пособия да и практически всё, что есть в кабинете № 18, куплено родителями. Нас кормили обещаниями. Прежний директор школы обещал, что всё будет, но потом. Якобы пришло только 130 тысяч рублей. Куда делись остальные деньги — неизвестно. Нынешний директор говорит нам: «Жалуйтесь, я буду писать отписки». Нам говорят, что мы, родители, неблагодарные. Якобы специалисты дополнительного образования учатся и подрабатывают и на наших детей едва находят время. А мы еще что-то от них требуем, тогда как должны по умолчанию просто быть благодарны этим святым людям.

«Жалуется только одна мамочка»

Директор средней школы № 16 Иван Митронов отказался комментировать ситуацию с обращением матери школьника, заявив, что все проблемы решаются совместно с родителями в его кабинете.

— Со мной надо договариваться о встрече или о звонке. Меня не предупреждали, что вы мне позвоните, — заявил Иван Митронов. — Я комментировать ничего не буду. Если у родителей есть жалобы или претензии, они знают, где находится мой кабинет. У каждого есть возможность письменно изложить свою жалобу. Мы со всеми идем на контакт.

По словам психолога, школе не хватает места для отдельных кабинетов

Вместо директора школы за образовательное учреждение вступилась психолог Ирина Резоватова, считающая, что в жалобах от матери ученика содержится изрядное преувеличение. Причем, по словам психолога, жалуется только одна мама, а остальные родители довольны учебным процессом.

— Мы не школа-интернат, где совершенно другие условия, — рассказывает Ирина Резоватова. — Надо понимать, что у нас дети с расстройством аутистического спектра (нарушениями развития, провоцирующими социальные, коммуникационные и поведенческие проблемы. — Прим. ред.). Они стоят на учете у психиатра и при этом находятся в общеобразовательной школе. Они инвалиды. У нас дети с разными диагнозами: умственно отсталые дети, диабетики, с нарушениями в опорно-двигательной системе и другие. Выбрать нашу школу для своих детей — это выбор родителей. Мы ничего не закрывали, не прятали, а показывали, что у нас есть, а чего у нас нет. Хотите — пожалуйста, не хотите — выбирайте интернат. Мы общеобразовательное учреждение. Моя задача — чтобы ребенок научился читать и писать, а не играть в игрушки.

«Выбора у родителей нет. Большие школы не хотят связываться с такими детьми, им своих учеников хватает. А интернаты в Волгограде переполнены»

По словам психолога, особые дети активно взаимодействуют с здоровыми на перемехах.

— На переменах дети заперты в кабинете? Это бред! — удивлена психолог. — Звенит звонок, перемена. Они бегают, играют в машинки, веселятся. Да, нам говорят: «Почему в школе нет игровых комнат для детей с ОВЗ?» Мы делали однажды игровую комнату. Детей потом на уроки не соберешь. Они пришли, расслабились, а учиться уже не хотят. Либо мы учимся, либо мы играемся. В прошлом году только одних учебников для детей с ОВЗ закупили на 800 тысяч рублей. Да, в прошлом году пришли студенты. И на праздниках дети с ОВЗ отдельно от «здоровых» детей. В прошлом году была Масленица. Мы ее проводили в большом спортивном зале. Пришли с детьми, так кто-то начал истерить, потому что громко и много людей; кто-то в угол забился, уши закрыл и орет. Им некомфортно. Поэтому мы и ушли в отдельный кабинет есть блины.

«Опытные специалисты не хотят идти работать. Такие люди занимаются частной практикой. Никто не пойдет работать за копейки в общеобразовательную школу»

«Когда все хлопали, я сидела и ревела»

Психолог Ирина Резоватова признаётся, что проблемы в школе действительно есть: нет актового зала и отдельных кабинетов.

— Я была в пятом интернате. Когда все хлопали, я сидела и ревела, потому что понимаю: из того, что есть у них, у нас нет ничего, — признаётся психолог. — Никто из родителей не платит за газ, свет, стул, парту, мел. Это предоставляет школа. Да, кабинет у нас маленький. Это беда. Школа маленькая, кабинетов мало. Сколько это стоит, построить новые кабинеты? Тем более наша школа — это памятник архитектуры регионального значения. Сложно что-то разрушить или пристроить. Департамент образования решил, что дети с ОВЗ должны находиться у нас. Но никто не приехал и не посмотрел, что у нас помещение маленькое. А в школе более 300 человек. У нас нет актового зала. На Новый год физически все дети не поместятся в зоне рекреации. В школе нет больших мероприятий, потому что нам негде их проводить. Мы школа, а не театральная студия. Кто пишет жалобы, они же смотрят через призму своего ребенка. Родители не хотят понять, что дети должны научиться работать в команде. Родители же как: любят, холят, лелеют. А в школе должна быть дисциплина.

«Уровень оснащенности кабинетов соответствует требованиям санитарных норм»

Руководитель департамента образования администрации Волгограда Ирина Радченко ответила корреспонденту V1.RU, что сейчас находится в отпуске и отвечать на вопросы ей неудобно.

— Я в отпуске. Меня нет в городе. Что случилось? Вы сами верите в то, что говорите? Как эти деньги может тратить руководство? Такого априори быть не может, — возмутилась чиновник. — Пишите запрос письменный, мы официально вам расскажем, что мы тратим и куда.

Пока чиновники говорят о комфортных условиях, родители присылают фото комнаты, где дети моют руки

В свою очередь, исполняющая обязанности руководителя департамента образования администрации Волгограда Лариса Шмыгун в ответе на официальный запрос редакции настаивает, что в школе всё благополучно. По ее словам, сейчас в школе действуют два третьих класса с 12 подобными учениками, а также один класс первого года обучения с восемью учащимися. Новых «ресурсных» классов в этом году в школе больше нет.

— В 2023/2024 учебном году в администрацию МОУ СШ № 16 поступила одна жалоба от родителя на организацию образовательного процесса для его ребенка, — сообщает Лариса Шмыгун в официальном ответе. — Вопрос был урегулирован в ходе беседы. Других обращений от родителей не поступало.

По словам чиновника, узкими специалистами для работы с детьми школа укомплектована полностью: работают два педагога-психолога, два педагога-дефектолога и два педагога-логопеда. Все они имеют высшее образование и соответствуют квалификационным требованиям.

— Классные руководители, тьюторы, ежедневно встречают детей и родителей, а также провожают детей после занятий и отвечают на все поступающие вопросы от родителей. Специалисты в рамках циклограммы рабочего времени имеют консультационные часы для встречи с родителями, — говорится в ответе на запрос. — Работа педагогов дает положительные результаты. Дети получают навыки социализации и уже могут играть и отдыхать на перемене со своими сверстниками, получают питание в школьной столовой. По возможности обучающиеся с расстройством аутистического спектра участвуют в торжественных линейках, посвященных началу учебного года, и внеклассных «Разговорах о важном».

Что касается покупки пособий, то в департаменте образования настаивают, что все они приобретались за счет школы. И даже сенсорная комната вот-вот появится.

— Учебники и учебные пособия родителями и законными представителями не приобретались. Все учебники приобретены школой. Каждый ребенок обеспечен учебниками по всем предметам, — отвечают чиновники департамента образования. — В августе 2022 года был отремонтирован кабинет с выделением игровой зоны для психологической разгрузки. В сентябре 2022 года получен сертификат на субсидию для оснащения сенсорной комнаты. Всё оборудование получено и будет установлено в каникулы с 27 октября по 7 ноября. В двух кабинетах рабочее пространство разделено на секции с перегородками не до потолка. Уровень оснащенности кабинетов соответствует требованиям санитарных норм. Доводы о нецелевом финансировании и расходовании средств не обоснованны.

«Школе главное, чтобы они ЕГЭ сдали»

Чиновники настаивают, что оснащенность кабинетов в школе соответствует санитарным нормам

Как рассказала корреспонденту V1.RU Яна, одновременно и педагог в одной из средних школ Волгограда и мама девочки с ограниченными возможностями здоровья — аутизмом, главная задача школы — научить такого ребенка социализации: самостоятельно ходить в магазин, ездить на общественном транспорте, платить налоги и так далее. Но в современных реалиях руководство сосредотачивает их на сдачу ЕГЭ, не думая ни о какой социализации.

— У меня ребенок с расстройством аутистического спектра. Я решила перевести ее на индивидуальное обучение, потому что в школах нет социализации, — рассказывает Яна. — Сенсорная комната — это очень дорого. Я не уверена, что она вообще есть где-то в Волгограде. Может быть, только в частных школах. Но выделить отдельные кабинеты для психолога, дефектолога и логопеда — это разве проблема? Комфортно же будет и детям, и педагогам, и родителям. Об этой 16-й школе постоянно говорят в родительских чатах, что там всегда какой-то ужас происходит. Деньги при этом выделяются большие. То, что занятия проводятся в одном кабинете, с какими-то перегородками — для меня шок. А вот проблема с учителями актуальна везде. Обычно это неподготовленные педагоги. Детей с такими болезнями много, интернаты заполнены, специалистов не хватает. Если их закрывают в кабинетах, о какой социализации может идти речь?

По словам Яны, к подобным детям с опаской относятся не только здоровые дети, но и их родители. Поэтому им сложно социализироваться, особенно когда это не первостепенная задача школы.

— Помимо того, что здоровые дети оскорбляют, так и еще и родители говорят: «Уберите ваших детей от наших. Они нас покусают, поцарапают и так далее», — рассказывает Яна. — Общество как реагирует: «Вашим детям не место рядом с нормальными детьми». Сложная ситуация. Родители здоровых детей не хотят, чтобы они взаимодействовали с нашими детьми, а родители детей с особенностями развития, наоборот, хотят, чтобы хотя бы на переменах они вместе общались и играли. Ребенку нужно социализироваться, чтобы он элементарно мог сходить в туалет один. В школе делают упор на академические знания, которые им могут не пригодиться. Если дети обзывают их «придурками и дебилами», куда смотрят учителя и директор? А разговаривать с детьми не пробовали? Это же говорит об уровне и качестве образования. Руководству надо, чтоб они ЕГЭ сдали. Им некогда заниматься с ними, что-то объяснять.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем