В Волгограде родители учеников средней школы № 16 бьют тревогу: по их словам, детей с особенностями развития учат студенты-практиканты, а на переменах закрывают в кабинете, чтобы они не мешали здоровым детям. На Новый год они водят унылый хоровод вокруг елки в школе, в то время как обычным ученикам показывают сказочные представления в Доме культуры. Причем, куда тратятся крупные суммы, которые обязаны выделяться школе именно на таких детей, родителям неизвестно: они предполагают, что деньги уходят на охрану, отопление, ремонт, видеонаблюдение или вообще непонятно на что. Чиновники, в свою очередь, уверяют в обратном.
«Держат детей в закрытом кабинете, как скотину»
В редакцию V1.RU обратилась Полина Федунова, мама ребенка с тем, что сейчас принято называть ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья.
— Мой ребенок учится в третьем классе, в котором всего восемь детей. Еще четверо детей осталось в параллельном классе, остальные четверо ушли в интернат, не выдержали, — рассказывает Полина Федунова. — Сейчас наших детей учат студенты. Они не знают, как работать с такими детьми. Они сидят и просто раскрашивают картинки. Опытных квалифицированных специалистов нет. Дополнительные занятия проходят до начала основных уроков: с психологом, логопедом и психологом они начинаются у кого с 08:30, у кого с 08:40. Все сидят в одном классе. Те, кто пришел раньше и отзанимался, тоже сидят в этом классе и ждут уроков. А все остальные занимаются через перегородку.
Женщина заявляет, что все занятия с детьми проходят в одном классе, в то время как у каждого учителя должен быть свой отдельный кабинет. Дети не могут сосредоточиться на том, что говорит учитель, потому что другие в это время шумят.
— Занятия проходят так, — объясняет женщина. — Есть кабинет, у окна стоит стол логопеда. Он проводит индивидуальное занятие. Потом стоит шкафчик типа перегородки, за которой проходит индивидуальное занятие у дефектолога, потом снова шкафчик, и там уже психолог с таким же индивидуальным занятием, а тут же, в этом кабинете, остальные дети, у которых уже закончились занятия, и они шумят, кричат и орут. Представили картину? Директор сказал: «У меня нет кабинетов». И так держат в этом кабинете детей, как скотину, на протяжении четырех лет.
«Здоровые дети называют наших дебилами»
По словам Полины Федуновой родители жаловались директору школы, в департамент образования и даже писали на Первый канал.
— В департаменте отвечали: «Ну у вас же есть логопед, дефектолог, психолог. Чего вы жалуетесь?» — рассказывает Полина Федунова. — А то, что они студенты без опыта, никого не интересует. Директор нам обещал, что наши дети получат образование и социализацию наравне с другими здоровыми детьми. Но этого нет. В коридоры детей не выпускают, потому что здоровые дети называют наших дебилами, придурками. Руководство школы отвечает: «А вы знаете, как ваших детей называют? Вот поэтому мы их и не выпускаем». А почему тогда учителя не проводят беседы с этими детьми? Наши дети тоже хотят бегать, прыгать, играть, веселиться вместе с другими.
Кроме того, по словам обеспокоенной матери ребенка с ограниченными возможностями, они предполагали, что все мероприятия, праздники, а также физкультура должны проводиться совместно со здоровыми детьми. Но, по ее словам, если на Новый год здоровых детей водят на сказочные представления в Дом культуры, то нездоровые водят хоровод вокруг елки в школе. Нет, по словам матери, в школе ни сенсорной комнаты, ни обещанных ранее секций, ни инклюзии — процесса включения людей с физической и ментальной инвалидностью в полноценную общественную жизнь.
«Жалуйтесь куда хотите»
При этом, по словам Полины Федуновой, именно на работу с детьми, имеющими проблемы с особенностями развития, должны выделяться государством крупные суммы: более 600 тысяч рублей в год на каждого ребенка. Но, по мнению мамы, почему-то увидеть результат поступления этих денег в школу ей не удается.
— Есть документы, где сказано, что на детей с особенностями здоровья выделяют 600 тысяч рублей в год. Школа это не отрицает, — заявляет женщина. — Я слышала, что деньги приходят, но руководство тратит их на оплату коммунальных платежей, охрану, видеонаблюдение... При этом все пособия да и практически всё, что есть в кабинете № 18, куплено родителями. Нас кормили обещаниями. Прежний директор школы обещал, что всё будет, но потом. Якобы пришло только 130 тысяч рублей. Куда делись остальные деньги — неизвестно. Нынешний директор говорит нам: «Жалуйтесь, я буду писать отписки». Нам говорят, что мы, родители, неблагодарные. Якобы специалисты дополнительного образования учатся и подрабатывают и на наших детей едва находят время. А мы еще что-то от них требуем, тогда как должны по умолчанию просто быть благодарны этим святым людям.
«Жалуется только одна мамочка»
Директор средней школы № 16 Иван Митронов отказался комментировать ситуацию с обращением матери школьника, заявив, что все проблемы решаются совместно с родителями в его кабинете.
— Со мной надо договариваться о встрече или о звонке. Меня не предупреждали, что вы мне позвоните, — заявил Иван Митронов. — Я комментировать ничего не буду. Если у родителей есть жалобы или претензии, они знают, где находится мой кабинет. У каждого есть возможность письменно изложить свою жалобу. Мы со всеми идем на контакт.
Вместо директора школы за образовательное учреждение вступилась психолог Ирина Резоватова, считающая, что в жалобах от матери ученика содержится изрядное преувеличение. Причем, по словам психолога, жалуется только одна мама, а остальные родители довольны учебным процессом.
— Мы не школа-интернат, где совершенно другие условия, — рассказывает Ирина Резоватова. — Надо понимать, что у нас дети с расстройством аутистического спектра (нарушениями развития, провоцирующими социальные, коммуникационные и поведенческие проблемы. — Прим. ред.). Они стоят на учете у психиатра и при этом находятся в общеобразовательной школе. Они инвалиды. У нас дети с разными диагнозами: умственно отсталые дети, диабетики, с нарушениями в опорно-двигательной системе и другие. Выбрать нашу школу для своих детей — это выбор родителей. Мы ничего не закрывали, не прятали, а показывали, что у нас есть, а чего у нас нет. Хотите — пожалуйста, не хотите — выбирайте интернат. Мы общеобразовательное учреждение. Моя задача — чтобы ребенок научился читать и писать, а не играть в игрушки.
«Выбора у родителей нет. Большие школы не хотят связываться с такими детьми, им своих учеников хватает. А интернаты в Волгограде переполнены»
По словам психолога, особые дети активно взаимодействуют с здоровыми на перемехах.
— На переменах дети заперты в кабинете? Это бред! — удивлена психолог. — Звенит звонок, перемена. Они бегают, играют в машинки, веселятся. Да, нам говорят: «Почему в школе нет игровых комнат для детей с ОВЗ?» Мы делали однажды игровую комнату. Детей потом на уроки не соберешь. Они пришли, расслабились, а учиться уже не хотят. Либо мы учимся, либо мы играемся. В прошлом году только одних учебников для детей с ОВЗ закупили на 800 тысяч рублей. Да, в прошлом году пришли студенты. И на праздниках дети с ОВЗ отдельно от «здоровых» детей. В прошлом году была Масленица. Мы ее проводили в большом спортивном зале. Пришли с детьми, так кто-то начал истерить, потому что громко и много людей; кто-то в угол забился, уши закрыл и орет. Им некомфортно. Поэтому мы и ушли в отдельный кабинет есть блины.
«Опытные специалисты не хотят идти работать. Такие люди занимаются частной практикой. Никто не пойдет работать за копейки в общеобразовательную школу»
«Когда все хлопали, я сидела и ревела»
Психолог Ирина Резоватова признаётся, что проблемы в школе действительно есть: нет актового зала и отдельных кабинетов.
— Я была в пятом интернате. Когда все хлопали, я сидела и ревела, потому что понимаю: из того, что есть у них, у нас нет ничего, — признаётся психолог. — Никто из родителей не платит за газ, свет, стул, парту, мел. Это предоставляет школа. Да, кабинет у нас маленький. Это беда. Школа маленькая, кабинетов мало. Сколько это стоит, построить новые кабинеты? Тем более наша школа — это памятник архитектуры регионального значения. Сложно что-то разрушить или пристроить. Департамент образования решил, что дети с ОВЗ должны находиться у нас. Но никто не приехал и не посмотрел, что у нас помещение маленькое. А в школе более 300 человек. У нас нет актового зала. На Новый год физически все дети не поместятся в зоне рекреации. В школе нет больших мероприятий, потому что нам негде их проводить. Мы школа, а не театральная студия. Кто пишет жалобы, они же смотрят через призму своего ребенка. Родители не хотят понять, что дети должны научиться работать в команде. Родители же как: любят, холят, лелеют. А в школе должна быть дисциплина.
«Уровень оснащенности кабинетов соответствует требованиям санитарных норм»
Руководитель департамента образования администрации Волгограда Ирина Радченко ответила корреспонденту V1.RU, что сейчас находится в отпуске и отвечать на вопросы ей неудобно.
— Я в отпуске. Меня нет в городе. Что случилось? Вы сами верите в то, что говорите? Как эти деньги может тратить руководство? Такого априори быть не может, — возмутилась чиновник. — Пишите запрос письменный, мы официально вам расскажем, что мы тратим и куда.
В свою очередь, исполняющая обязанности руководителя департамента образования администрации Волгограда Лариса Шмыгун в ответе на официальный запрос редакции настаивает, что в школе всё благополучно. По ее словам, сейчас в школе действуют два третьих класса с 12 подобными учениками, а также один класс первого года обучения с восемью учащимися. Новых «ресурсных» классов в этом году в школе больше нет.
— В 2023/2024 учебном году в администрацию МОУ СШ № 16 поступила одна жалоба от родителя на организацию образовательного процесса для его ребенка, — сообщает Лариса Шмыгун в официальном ответе. — Вопрос был урегулирован в ходе беседы. Других обращений от родителей не поступало.
По словам чиновника, узкими специалистами для работы с детьми школа укомплектована полностью: работают два педагога-психолога, два педагога-дефектолога и два педагога-логопеда. Все они имеют высшее образование и соответствуют квалификационным требованиям.
— Классные руководители, тьюторы, ежедневно встречают детей и родителей, а также провожают детей после занятий и отвечают на все поступающие вопросы от родителей. Специалисты в рамках циклограммы рабочего времени имеют консультационные часы для встречи с родителями, — говорится в ответе на запрос. — Работа педагогов дает положительные результаты. Дети получают навыки социализации и уже могут играть и отдыхать на перемене со своими сверстниками, получают питание в школьной столовой. По возможности обучающиеся с расстройством аутистического спектра участвуют в торжественных линейках, посвященных началу учебного года, и внеклассных «Разговорах о важном».
Что касается покупки пособий, то в департаменте образования настаивают, что все они приобретались за счет школы. И даже сенсорная комната вот-вот появится.
— Учебники и учебные пособия родителями и законными представителями не приобретались. Все учебники приобретены школой. Каждый ребенок обеспечен учебниками по всем предметам, — отвечают чиновники департамента образования. — В августе 2022 года был отремонтирован кабинет с выделением игровой зоны для психологической разгрузки. В сентябре 2022 года получен сертификат на субсидию для оснащения сенсорной комнаты. Всё оборудование получено и будет установлено в каникулы с 27 октября по 7 ноября. В двух кабинетах рабочее пространство разделено на секции с перегородками не до потолка. Уровень оснащенности кабинетов соответствует требованиям санитарных норм. Доводы о нецелевом финансировании и расходовании средств не обоснованны.
«Школе главное, чтобы они ЕГЭ сдали»
Как рассказала корреспонденту V1.RU Яна, одновременно и педагог в одной из средних школ Волгограда и мама девочки с ограниченными возможностями здоровья — аутизмом, главная задача школы — научить такого ребенка социализации: самостоятельно ходить в магазин, ездить на общественном транспорте, платить налоги и так далее. Но в современных реалиях руководство сосредотачивает их на сдачу ЕГЭ, не думая ни о какой социализации.
— У меня ребенок с расстройством аутистического спектра. Я решила перевести ее на индивидуальное обучение, потому что в школах нет социализации, — рассказывает Яна. — Сенсорная комната — это очень дорого. Я не уверена, что она вообще есть где-то в Волгограде. Может быть, только в частных школах. Но выделить отдельные кабинеты для психолога, дефектолога и логопеда — это разве проблема? Комфортно же будет и детям, и педагогам, и родителям. Об этой 16-й школе постоянно говорят в родительских чатах, что там всегда какой-то ужас происходит. Деньги при этом выделяются большие. То, что занятия проводятся в одном кабинете, с какими-то перегородками — для меня шок. А вот проблема с учителями актуальна везде. Обычно это неподготовленные педагоги. Детей с такими болезнями много, интернаты заполнены, специалистов не хватает. Если их закрывают в кабинетах, о какой социализации может идти речь?
По словам Яны, к подобным детям с опаской относятся не только здоровые дети, но и их родители. Поэтому им сложно социализироваться, особенно когда это не первостепенная задача школы.
— Помимо того, что здоровые дети оскорбляют, так и еще и родители говорят: «Уберите ваших детей от наших. Они нас покусают, поцарапают и так далее», — рассказывает Яна. — Общество как реагирует: «Вашим детям не место рядом с нормальными детьми». Сложная ситуация. Родители здоровых детей не хотят, чтобы они взаимодействовали с нашими детьми, а родители детей с особенностями развития, наоборот, хотят, чтобы хотя бы на переменах они вместе общались и играли. Ребенку нужно социализироваться, чтобы он элементарно мог сходить в туалет один. В школе делают упор на академические знания, которые им могут не пригодиться. Если дети обзывают их «придурками и дебилами», куда смотрят учителя и директор? А разговаривать с детьми не пробовали? Это же говорит об уровне и качестве образования. Руководству надо, чтоб они ЕГЭ сдали. Им некогда заниматься с ними, что-то объяснять.