Историческое здание Царицынской водокачки в Центральном районе Волгограда, законсервированное и давно не используемое по прямому назначению, в июне может стать новой зоной творческих экспериментов для участников второй декады паблик-арта. Разрабатывая проект временной оккупации, художники с нестандартным видением городского пространства надеются оживить заброшенную площадку современным искусством.
«Третью жизнь» водокачки, ставшей одной из первых построек Царицына, в последнее время активно обсуждает и сообщество специалистов в сфере культуры. Для генерирования и оценки проектов, нацеленных не на временный запуск «сердца» здания необычными инсталляциями, а на его полноценную работу как музея, создана творческая группа из социокультурных проектировщиков и краеведов.
В процессе обсуждения вариантов модернизации, призванных произвести реинкарнацию физически устаревшего объекта культурного наследия, появилась версия о переносе в зал водокачки Центрального ЗАГСа. Однако, как сообщили V1.ru в пресс-службе администрации, проект реконструкции дворца бракосочетания готовится для бывшего здания водоканала, расположенного на одной территории с водокачкой на улице имени маршала Чуйкова, 15, и не конкурирует с тремя основными на сегодняшний день идеями творческой группы.
Музей современного искусства
«Внутри Царицынской водокачки находится законсервированное оборудование водоочистной станции Центрального района. Создание публичного пространства, а тем более музея, безусловно, требует тщательной реставрации, стоимость которой пока не оценена. Прежде чем привлекать инвесторов, мы постараемся их вдохновить, однако в будущем речь может идти о получении грантов и налаживании государственно-частного партнерства», – рассказывает руководитель творческой группы, директор музея Горводоканала Анна Степнова.
Баки и сложное переплетение труб, занимающие большую часть пространства Царицынской водокачки, из проблемы для проектировщика классического музейного пространства могут превратиться в удачную находку для площадки, отданной на откуп современному искусству. По мнению авторов концепции, молодежная эстетика не просто станет мостиком между нынешним пустующим и бессмысленным состоянием здания к новому качеству, но поможет найти востребованное горожанами направление и, главное, сохранить исторически ценную «начинку» водокачки. Аргументами, укрепляющими рейтинг проекта, становятся и нехватка публичного пространства для творческого самовыражения художников, и почти не требующая затрат сила современного искусства в развитии неактивных территорий.
«В Волгограде существует много мест, которые заброшены ещё со времён Второй мировой войны, однако в городе, до сих пор живущем фантомами прошлого, ощущается острая нехватка территорий, предназначенных для различных форм культурной активности горожан, – уверен ведущий специалист Агентства культурных инициатив Антон Вальковский. – Поле современного искусства позволит проинтерпретировать исторический контекст этого места, вновь его актуализировать, и через внимательное отношение к историческому бэкграунду водокачки вдохнуть в это пространство новую жизнь. На мой взгляд, здание станет "живым", когда горожане, благодаря современной эстетике, перестанут воспринимать его как реликт далекого прошлого».
В противовес весьма привлекательным перспективам малозатратного и быстрого развития исторического здания эксперты высказывают сомнение. «Идея создания постоянной площадки для экспериментов заслуживает внимания, однако требует высокой плотности творческого процесса и интенсивного поиска, – убеждена Анна Степнова. – В противном случае мы получим выставки, которые будут интересны только тем, кто их создавал». Музейные сотрудники полагают, что концепция уступает другим абстрактностью понятия современного искусства и отсутствием его прямой связи с историей здания.
Музей городского хозяйства
Идея основана на том, что здание Царицынской водокачки – территория Горводоканала. Музей коммунального или даже городского хозяйства может стать интерактивным комплексом, позволяющим посетителям примериться к профессиям сферы ЖКХ. «Экспозиция не должна состоять из набора старых деталей и вышедших из употребления станков, – продолжает Анна Степнова. – Скорее, нам нужен технический музей, объясняющий, что и как устроено: водопровод и канализация, отопление и горячая вода. Мы думали и о тренажерах-симуляторах, позволяющих посетителю попробовать себя в роли вагоновожатого или водителя снегоуборочной машины».
Четкость проекта как его главное преимущество вызывает одобрение экспертов, однако многие из них сразу вспоминают о главном препятствии – малой вместимости зала.
«Идея с привлечением темы городского хозяйства весьма конкурентоспособна, – говорит музейный проектировщик Федор Ермолов. – Но для здания Царицынской водокачки, на мой взгляд, она не подходит. Классической музейной экспозиции не получится создать из-за слишком скромных апартаментов. К тому же для реализации проекта придется очистить здание от исторических конструкций, и это серьезный минус».
Интерактивность, сочетающаяся с прошлым здания, могут мирно ужиться друг с другом при условии доработки проекта. «Я не понимаю, зачем придумывать что-то новое, если концепцию за нас написала сама история, – рассуждает краевед Роман Шкода. – Музей Царицынской водокачки будет очень востребован среди волгоградцев, если оставить в нем оборудование, добавить крутящихся колес и гремящих цепей».
Музей Волги
Город может стать уникальным обладателем музея Волги, ведь во всем мире существуют экспозиции, связанные только с водой. Между тем проект содержит в себе неизмеримый потенциал: в залах, посвященных величайшей реке Европы, можно говорить о природе, коммунальном хозяйстве, гидроэнергетике и искусстве.
«Где, как не в нашем городе, название которого основано на имени реки, создавать музей Волги? – комментирует председатель комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, делам казачества, протоиерей Олег Кириченко. – Главное, чтобы он стал расширительно-просветительским и содержал экспонаты, связанные с культурой, историей и народами, проживающими на нашей территории. Отдельную экспозицию предлагаю посвятить жизни формировавшегося веками и оказавшего влияние на развитие региона волжского казачества».
Близость здания Царицынской водокачки к реке вызывает прямые ассоциации с судоходством. По мнению сотрудницы отдела истории и природы края Волгоградского краеведческого музея Ирины Талдыкиной, идея получит новый виток развития благодаря истории флота и достоверным макетам парусников.
Оппоненты тем временем предрекают универсальному проекту незавидную участь склепа Волги – на их взгляд, глобальность темы невозможно уместить в квадратных метрах музея.
«Когда я думаю о Волге, то представляю простор, обжигающее солнце и бескрайнюю реку, – делится Федор Ермолов. – Не знаю, как все это можно загнать в темное здание с узкими окнами. Идея музея разрабатывалась мною для сгоревшего дебаркадера – на открытом пространстве, а в идеале на воде она получила бы мощное развитие».
Инициативная группа не собирается ограничиваться тремя версиями-«китами» и готова принять к обсуждению яркие версии развития водокачки. Помимо публичной обкатки идей и концепций им предстоит урегулировать имущественные и финансовые вопросы. «В нашей компетенции лишь посоветовать муниципалитету, в чьем ведении находится здание, как можно дать новую жизнь заброшенной площадке, – поясняет консультант творческой группы предприниматель Денис Шилихин. – Однако финальное слово останется за собственником и инвестором или меценатом. Главное, чтобы инициатива была услышана, и в городе все же появился музей, оригинальностью идеи и ее воплощением повышающий самооценку волгоградцев».
Фото: Фото Мити Зимина