Коллектив музея-заповедника «Сталинградская битва» и компания по проведению лазерных шоу «Дрим-лазер» совершили настоящую революцию в праздновании Дня Победы в Волгограде. Благодаря использованию современных технологий, известный всему миру монумент «Родина-мать зовет!» «ожил» и в буквальном смысле заиграл новыми красками.
Впервые за многие годы волгоградцев на День Победы ожидало нечто принципиально новое. 9 мая на Мамаевом кургане была продемонстрирована мультимедийная видеоинсталляция «Свет Великой Победы».
Впервые за все время своего существования самая высокая в мире статуя выступала в качестве экрана, на который проецировались лазерные проекции. В ходе действия зрители могли увидеть художественные образы определенных исторических событий: создание монумента «Родина-мать зовет!», варварскую бомбардировку Сталинграда и, конечно, Великую Победу, где скульптура Родины-матери выступает как символ единства и непобедимости российского народа.
За небольшое время видеоинсталляции Родина-мать претерпела ряд метаморфоз: сначала она превратилась в плоский проектный чертеж, потом стала металлическим каркасом, который на глазах зрителей оброс железобетоном. Обретя привычный вид, знаменитый монумент стал символом страны, подвергшейся нападению коварного и безжалостного врага: он пылал, потом покрылся отверстиями от пуль пулеметных очередей, а затем на нем затрепетало Знамя Победы и взлетели голуби. В итоге статуя стала золотой и оставалась такой несколько часов.
Директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин признался, что переживает о том, что смелый эксперимент по творческому преображению Родины-матери может кому-то не понравится. Хотя до сих пор ему приходилось слышать только положительные отклики.
«Мы же понимаем, что это икона, а с иконой любые эксперименты всегда опасны, серьезны, – отмечает господин Васин. – Но надо идти вперед. Должны быть какие-то ростки нового. Свою задачу гениальное творение Вучетича будет выполнять еще будет много лет. То, что мы сейчас делаем – это некое дополнение, попытка поговорить на одном языке с молодежью. Эти приемы для молодежи понятны и привлекательны. Потому что один раз посмотрел, вроде бы, сходил на Мамаев курган, ну все, я там был, да, и можно уезжать спокойно».
По мнению Алексея Васина, светопроекционная программа не содержала ничего, что могло бы показаться кому-то оскорбительным и тем более кощунственным.
«Это просто свет, это эмоции. Эмоции Победы. Наше ощущение о нашей стране, как это было, – объясняет директор музея-заповедника «Сталинградская битва». – А критика или не критика, это вопрос вкуса – кому-то нравится, кому-то не нравится. Мне кажется, что это обязательно опять привлечет людей на курган, и не по одному разу, это точно гарантировано. Даже если человеку не понравится, он все равно второй раз пойдет смотреть, зная нашу психологию, это можно утверждать с достаточно высокой степенью уверенности».
Директор студии «Дрим-лазер» Андрей Тубольцев говорит о том, что создавая видеоинсталляцию, сотрудники студии понимали, какая большая ответственность на них лежит и как важно не допустить ни малейшей ошибки.
«Мы уделили много времени подготовке самой концепции: идее, сценарию, привлекали в качестве экспертов историков и искусствоведов, – сообщил V1.ru господин Тубольцев. – Тщательно продумывалась каждая деталь: что можно использовать, а что нельзя. Мы очень серьезно подошли к своей работе, понимая, что, готовя специальные эффекты, нельзя переступать грань, где серьезное произведение с продуманной и глубокой драматургией. превращается в легкомысленное шоу. Кроме того, никто и никогда до нас не производил светопроекцию на монумент такой величины и сложной конфигурации. Мы сделали у себя в студии 3D-модель и около двух месяцев тестировали на нем видеоконтент. Некоторые визуально сложные моменты сценария пришлось исключить, потому что они недостаточно хорошо уложились на скульптуру. На объемной фигуре некоторые изображения могут преломляться и выглядеть не очень удачными для стоящих сбоку зрителей. В целом же от работы осталось ощущение удовлетворенности. Я считаю, что все получилось».
Помощник директора музея-заповедника «Сталинградская битва» Людмила Стецкая отмечает, что необходимость новых подходов к сохранению исторической памяти диктует само время.
«К сожалению, представители старшего поколения уходят, и с каждым годом донести до молодежи память о тех событиях становится все сложнее, – сообщила V1.ru госпожа Стецкая. – Мы постарались сделать это максимально корректно, в той форме, которая интересна молодым людям. Не скрою, мы очень переживаем, но надеемся, что плод наших усилий найдет положительный отклик».
Фото: Фото и видео Марии Часовитиной