Обычный майский ливень вызвал в Волгограде катаклизм, едва ли не сравнимый со всемирным потопом. Причиной творившегося утром на дорогах города-героя безумия стало неудовлетворительное состояние городской системы ливневой канализации, за которую, как выяснилось, никто не отвечает.
Дороги Волгограда, включая основные магистрали, сегодня из-за усилившегося утреннего ливня в считанные минуты превратились в бурные полноводные реки, преодолеть которые без риска промочить ноги как минимум по щиколотку оказалось попросту невозможно. И это счастье, если пешехода предварительно не обдало фонтаном грязной воды из-под колес превратившегося в амфибии автотранспорта.
Некоторые особенно предусмотрительные волгоградцы перед выходом из дома надели резиновые сапоги, но даже это не всем помогло: у подъездов некоторых домов и на отдельных участках дорог образовались лужи, глубины которых хватило бы для того чтобы зачерпнуть воды в сапоги со средней длины голенищем. Автомобилистам повезло немногим меньше: отдельные «счастливцы» вынуждены были практически выплывать из салонов своих заглохших посреди улицы авто и потом ждать на обочине, когда спадет вода и просохнут электрические системы двигателей.
В мэрии Волгограда объясняют постигший город потоп небывалым количеством выпавших осадков и «сложным рельефом местности».
«За сутки в Волгограде выпало беспрецедентное количество осадков, – пояснили V1.ru в пресс-службе городской администрации. – При месячной норме в 39 миллиметров выпало 24 миллиметра. Ливневая канализация даже на основных магистралях в принципе не рассчитана на такое количество воды. Кроме того, образованию запруд способствует сложный рельеф местности. Перекаты возникали как раз в низинных местах, куда стекаются потоки сразу с нескольких направлений, как, например, на улице Тарифной. Несмотря на ливень, городской электротранспорт работал в штатном режиме. Рабочим дорожных служб, чтобы ускорить сток воды, пришлось вручную снимать решетки дождеприемных колодцев, а также прочищать сами колодцы, которые особенно сильно засоряют полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки. Работы по прочистке ливневой канализации продолжатся и дальше».
Последнему избранному мэру Волгограда Роману Гребенникову проблема видится несколько иначе. Бывший градоначальник утверждает, что причиной катаклизма стало отсутствие в Волгограде компетентной и ответственной власти и совершенно заброшенная городская ливневая канализация.
«А что можно ожидать после пяти лет бардака в городе? – задается риторическим вопросом господин Гребенников. – Сменилось шесть сити-менеджеров, четыре или пять глав города. Вы думаете, этим людям до хозяйства? Именно безвластие и бесхозяйственность и порождают эти вещи».
По словам экс-мэра, в свое время содержанием ливневок в Волгограде занимался МУП «ДМС». Позже он был обанкрочен и ликвидирован, а имущество фактически разворовано.
«Ливневка сегодня не находится на балансе ни у одной организации города, – рассказал Роман Гребенников. – Никто ее не содержит, никто ей реально не занимается. Она поделена на участки вместе с этапами дороги, и эти куски теоретически должны содержаться организациями, побеждающими в конкурсе на содержание дорог. Но лоскутное содержание, лоскутные ремонтные работы маленьких участков ливневой канализации – это не решение проблемы».
Последний избранный волгоградский градоначальник считает, что за состояние ливневой канализации должна отвечать одна организация и на ее реконструкцию ежегодно необходимо выделять бюджетные деньги. При наличии этих условий ливневку можно было бы привести в порядок в течение пяти лет, убежден Роман Гребенников.
С тем, что система ливневой канализации Волгограда сегодня находится в полузаброшенном состоянии, согласен и председатель комитета гордумы Волгограда по дорожному хозяйству, транспорту и промышленности Дмитрий Дильман.
«Основная проблема заключается в том, что городская администрация не знает, кто у нее занимается ливневой канализацией, – сообщил V1.ru господин Дильман. – Единое структурное подразделение, которое бы отвечало за состояние ливневки, действительно не определено. За ту ее часть, которая находится непосредственно на дороге, как бы должны отвечать дорожники. За ливневые водоприемники, расположенные на территории жилищного фонда, должен отвечать комитет по ЖКХ, а за состоянием больших коллекторов должен следить "Водоканал". Но по факту это взаимодействие не работает, и мы неоднократно ставили этот вопрос. Ведь от неисправной системы ливневой канализации страдают не только пешеходы и водители – вода подмывает и фундаменты домов, которые начинают от этого разрушаться. Не говоря уже о том, что даже ревизию в городе состояния ливневки уже несколько лет никто не делал.
В городском бюджете, насколько я помню, предусмотрели 200 миллионов, чтобы только начинать работу в этом направлении. Мы на последнем заседании комитета поставили перед администрацией задачу определить структуру, которая будет ответственна за ливневую канализацию. Нам обещали, что она будет якобы передана "Водоканалу". Но дальше разговоров пока дело, к сожалению, не продвинулось».
Фото: Фото Владимира Городжего, видео Петра Лукашина