Грандиозным парадом в Царицыне, шумными демонстрациями в Сталинграде и неформальными «маёвками» Волгограда горожане вот уже 100 лет отмечают первомайские праздники. V1.ru заглянул в старые альбомы волгоградцев и узнал, почему День Весны и Труда многие из них ждали больше Нового года.
Как рассказали V1.ru краеведы и любители истории Волгограда, в 1917 году сотни царицынских рабочих, равняясь на портрет Ленина, впервые открыто прошли по Александровской площади. Стройная колонна женщин и детей тем временем требовала: «Знаний свободному народу!». С каждым годом праздничные шествия становились все масштабнее. К торжественному параду по площади Павших Борцов присоединялся весь командирский состав «коммунистических дружин» и казаки-кавалеристы.
Со временем Первомай превратился в народный праздник, хотя и не потерял своего официоза. Колонна демонстрантов пестрела уже не только пропагандистскими лозунгами и флагами, но и цветочными обручами, бумажными веточками яблони.
— Каждую первомайскую демонстрацию я ждала как Нового года, — вспоминает руководитель народного фольклорно-этнографического ансамбля «Покров» Виктория Путиловская. — В одной руке я всегда держала воздушный шар, в другой — флажок и самодельную веточку с цветами. Мама доставала билеты на трибуну, и мы стояли рядом с президиумом. Дожидались колонну «Тресттяжстроя», в которой шла моя бабушка, герой войны и труда, Людмила Путиловская, и вливались в общий строй. После официальной части меня всегда угощали лимонадом и пирожными — лучшие впечатления от праздника.
«Сладкие» воспоминания о первомайских гуляньях остались почти у каждого волгоградского ребенка — кто-то получал заветного петушка на палочке, кто-то стоял в очереди за мороженым.
— В детстве я ласково называла демонстрацию «мотацией», — рассказывает специалист по связям с общественностью Волгоградского музыкального театра Елена Трегубова. — Потому что водили, а по правде говоря, мотали меня на нее с ранних лет. Для нашей семьи первомайское шествие становилось способом не просто поднять себе настроение, но и добыть дефицит к праздничному столу. Помню, как однажды нам удалось купить по-настоящему редкое лакомство — зефир в шоколаде.
У директора музея Горводоканала Анны Степновой первомайские праздники ассоциируются, прежде всего, с капризами природы.
— На демонстрации нас не брали — это считалось взрослым делом, — вспоминает Анна Степнова. — Но помню, как меня на праздники собирали в кукольный театр и поверх цигейковой шубы крест-накрест укутывали платком. А однажды на наших традиционных посиделках «у стариков» вместо моих дяди и тети к столу явились два «шахтера». Город накрыло такой пыльной бурей, что вся демонстрация, без преувеличений, покрылась толстым слоем пыли.
В годы перестройки в колоннах демонстрантов нелегально появились молодые участники шествия со «смелыми» плакатами.
— В 1989 году мы с друзьями взяли красное полотнище и написали на нем слова из песни группы ДДТ: «В этом мире того, что хотелось бы нам — нет! Но мы верим, что в силах его изменить — да! Но, революция, ты научила нас верить в несправедливость добра», — улыбаясь, вспоминает руководитель общественной организации «Волгоградский марафон» Дмитрий Чирков. — На демонстрации мы пристроились к колонне какого-то завода и спокойно прогуливались. До тех пор, пока нас не увидел ответственный — у него чуть удар не случился. Он постарался нас вытолкать и всем видом показать: «Эти ребята не с нами». Так мы и кочевывали с этим транспарантом от одной колонны к другой, а потом даже постояли с ним перед трибуной. После официальной части уже веселым и расслабленным демонстрантам не было никакого дела до наших современных лозунгов.
В то время как волгоградцы с транспарантами в руках весело прогуливались по городу, фотокорреспонденты местных газет охотились за удачными кадрами. Впрочем, самыми интересными героями шествия для них были первые лица города.
— Нам нужно было отснять всю колонну и обязательно трибуну с первыми лицами, флагоносцев, физкультурников, вечных массовиков-затейников и просто веселых людей с плакатами, — комментирует фотокорреспондент Геннадий Бисенов. — Самые яркие снимки получались, когда в кадр попадала какая-нибудь самодеятельность и шумные народные гулянья. После окончания демонстрации мы срочно бежали в Дом печати — предстояло проявить, отобрать, напечатать и срочно сдать нужные кадры — в праздничные дни газета выходила в обязательном порядке.
Фото: Фото из архивов Дмитрия Зимина, Владимира Сушкова, Галины Ермолаевой, Елизаветы Додуковой, Романа Шкоды, Елены Трегубовой, Леонида Маркина, Татьяны Гербовник, Дмитрия Герасимова