В Волгограде, на площади Павших Борцов проходят финальные репетиции парада Победы, а в ангарах и гаражах кипит работа по подготовке техники, которой предстоит торжественно проехать перед тысячами зрителей.
V1.ru узнал, где в Волгограде «живет» раритетная техника военных лет и как ее готовят к одному из главных событий года – параду Победы. Большая часть ретроучастников парада нашлась у членов общественной организации «Моторы Сталинграда».
В гараже Алексея Никулина ждет парада советский тяжелый мотоцикл М-72 с коляской и пулеметом. Тот, что уже не первый год следует по площади Павших Борцов за Т-34-85.
– Такие мотоциклы воевали с 1941 года, когда их начали производить и поставлять в воинские части, – рассказал V1.ru председатель Волгоградской областной общественной организации «Моторы Сталинграда» Алексей Никулин. – В наш город мотоцикл попал аж из Читы. А туда попал с фронта – на нем в родной город после окончания войны приехал фронтовик. Представляете, правнуки этого мужчины рассказывали, что техника вплоть до моей покупки была на ходу.
Тянула плуг и вспахивала огород. В Волгограде мотоцикл находится четвертый год. Чтобы найти все необходимые детали, собрать и привести его в порядок, ушел год. У знакомого был такой же мотоцикл со сгнившим днищем, но хорошей коляской 1941–1942 года выпуска. Восстановленную коляску приставил к мотоциклу. Другие запчасти находил у знакомых и привозил из Питера, Кисловодска, Липецка и других городов. Теперь он на ходу и в отличном состоянии!
Когда раритетный мотоцикл оказался полностью собран, запчастей осталось столько, что можно было смастерить еще один. Что Алексей и сделал.
– Второй мотоцикл, конечно, не представляет такой исторической ценности. Но тоже интересный экспонат. Сделан под М-72, мы его также увидим на параде. В отличие от первого он участвует в других крупных городских мероприятиях. Оба мотоцикла зимуют в гараже, надежно укутанные в брезент. Сейчас они уже вымыты, заведены, обкатаны и поставлены на прицепы. Раз в год шприцуется вся подвеска литолом, либо трансмиссионным маслом. Меняется масло в двигателе и коробке передач. Гараж обогреваю, чтобы не было больших перепадов температур, и вперед – на парад.
На экспозиционной площадке музея-панорамы «Сталинградская битва» тем временем «колдуют» над советским легким бронеавтомобилем БА-64-а. Его каждый год за несколько дней до начала парада чинят, смазывают, заправляют и обкатывают. Так как машина стоит не в гараже, а круглый год на свежем воздухе и подвергается ежедневному нападению сотен детей, то и привести ее в чувство посложнее. В первых репетициях она не участвует, а вот на параде будет обязательно.
– Поскольку машина круглый год стоит на улице, ее готовят по-особому, – говорит Алексей Никулин. – Мы диагностируем подвеску, накачиваем колеса, проверяем уровень масла, приводим в порядок проводку и ставим аккумулятор. В потершихся местах подкрашиваем и полируем. После этого в бак заливается бензин, и своим ходом машина движется по городу.
С особым трепетом реставраторы рассказывают о полевой кухне 1948 года выпуска. Прицеп, предназначенный для приготовления еды и горячего чая, уже намыт и будет выставлен 9 Мая на Аллее Героев.
– В праздничный день с полевой кухни мы будем поить горячим чаем горожан и гостей города, – с гордостью рассказывает Алексей Никулин. – Кухня в идеальном рабочем состоянии. Уже продезинфицированы котлы, будет сделано контрольное кипячение для обеззараживание воды. В прошлом году после Дня города она была промыта и тщательно высушена. Так как котлы закрываются герметично, баки мы плотно закрутили, и поставили кухню на зиму во двор под брезентом. Котлы – из нержавейки, поэтому проблем с хранением и подготовкой нет.
В параде примет участие и американский армейский автомобиль повышенной проходимости времен Второй мировой войны Willys.
– «Виллис» был самым массовым транспортным средством, поставлявшимся в СССР по ленд-лизу, – добавляет Алексей Никулин. – Эта машина 1943 года выпуска, но так же, как и ее боевые товарищи по параду, прошла контрольный запуск, обкатана и готова к параду.
Рядом с Willys на параде проедут и его советские «братья» – ГАЗ-67 1943 и 1945 годов выпуска.
– Перед подготовкой к каждому мероприятию я их выгоняю из гаража, тщательно прохожу пылесосом, заливаю воду в систему охлаждения, проверяю уровень масла, тормозной жидкости и, конечно, протягиваю все резьбовые соединения, – рассказывает о своих любимцах заместитель председателя Волгоградской областной общественной организации «Моторы Сталинграда» Вячеслав Чупилин. – Особенно тщательно проверяется электрооборудование. Нельзя допустить, чтобы, к примеру, хотя бы одна из фар вдруг перестала гореть во время парада.
Важным моментом является то, что приходится заливать бензин только марки Аи-80, а его в наше время практически не достать. На более высокооктановом бензине машины не едут и сразу начинают греться. И специально на парад надеваем таблички с названием нашего клуба, ведь парад – это единственное место, где не только можно, но и нужно ездить на машине без госномеров.
Фото: Фото Алексея Волхонского, Мариии Часовитиной