На канале «Россия-1» завершился кинопоказ современной версии семейной саги «Тихий Дон». Дублером практически всего первого состава актеров стал профессиональный каскадер-конник Санат Беркалиев из Волгоградской области.
Джигит меняет профессию
«Тихий Дон» – второй фильм, в котором наездник из Суровикино попробовал себя в роли каскадера. До этого он занимался в команде известного тренера Александра Щеглова и уже в 15 лет носил звание чемпиона России по джигитовке.
– Вместе со мной занималось двое моих ровесников, и конкуренция внутри команды становилась отличным стимулом сделать все лучше и эффектнее, – вспоминает Санат Беркалиев. – Наша сборная объехала всю Россию, нас знали не только спортсмены, но и каскадеры. Когда на съемочной площадке потребовались дублеры, умеющие профессионально работать с конем, великий российский каскадер Евгений Богородский связался именно с нами.
Кинодебютом Саната Беркалиева стала картина «Американка однажды» – сегодня название фильма изменено на «Пацаны». Наездник уверен, что его первая роль была элементарной – проскакать до массовки, поднять коня на дыбы и продудеть в горн. Но ради десяти секунд на экране каскадер провел на съемочной площадке две ночи.
– Я снимался со своим конем Беркутом, и камера была закреплена прямо под его ногами, – рассказывает Санат, – Для торможения нам выделили крохотный участок «два на два», но из-за мокрого асфальта мы его постоянно проскакивали и «вываливались» из кадра. А меня вдобавок снимали крупным планом. Делали много дублей, потому что режиссеру не нравилось, как я посмотрел, как надул губы. До сих пор вспоминаю, сколько крика стояло на съемочной площадке.
Смешались в кучу кони, люди…
Перед началом съемок каскадеры тоже проходят кастинг. Для дублирования главных персонажей претендентам мало быть профессионалом с большим багажом сложных трюков. Режиссер и гримеры оценивают еще и внешнее сходство с актерами.
– Когда я приехал в станицу Вешенскую, где снимался «Тихий Дон», меня сразу же утвердили как главного дублера Евгения Ткачука, который играл в фильме Григория Мелехова, – вспоминает Санат Беркалиев. – Мы с ним действительно похожи: одинаковый рост и стрижка. Бывали случаи, когда гример со спины не сразу отличала меня от Ткачука. И хотя все сцены были поставлены со спины, мне тоже подкрасили волосы и даже несколько раз накладывали мелеховский коршунячий нос. Позже я стал дублером Кошевого и Коршунова. Даже эпизод с утоплением Дашки пробовали на мне.
На съемочной площадке Санат Беркалиев убедился: джигитовка сильно отличается от каскадерских трюков. Вместо акробатических элементов юноша учил коней падениям, завалам и подсечкам. Среди 10 породистых скакунов каскадер сразу же нашел своего любимчика. Рыжий конь с белыми «носочками» по кличке Женёк легко исполнял сложные трюки и попутно веселил всю съемочную группу.
– Каждый день конь будил всех в пять утра, требуя, чтобы его скорее накормили, – рассказывает Санат. – Так гремел подвешенной в деннике бутылкой и по звукам казалось, что он не играет, а разбирает конюшню. Женёк многому был обучен: умел ложиться и кланяться. Однажды, когда крупным планом снимали актера Тимофея Трибунцева, игравшего друга Мелехова – Прохора Зыкова, – конь неожиданно для всех лег на землю. А Трибунцев, оказалось, очень боялся лошадей. Эмоции, появившиеся на его лице в тот момент, просто невозможно сыграть.
Кроме трюков, лошадей учили спокойно реагировать на пиротехнику. Иммунитет к искрящим фейерверкам животным прививали обычными петардами.
– История с пиротехникой есть и у меня, – улыбается Санат Беркалиев. – Однажды меня поставили в пеший строй, и по моему скрещенному шарфу ориентировался пиротехник. Представьте себе картину: мы бежим, а вокруг все грохочет и взрывается. Пиротехника была отмечена большой веткой. И, конечно, двинувшаяся толпа ее сразу же завалила. Я шел по наитию. Когда оказался в метре от взрыва, деваться уже было некуда. Помню, как я подпрыгнул, а под ногами эпично разорвался «снаряд». Кадр, без сомнений, смотрится эффектно. Но я очень испугался.
В кино играют настоящие мужчины!
Съемки «Тихого Дона» были разделены на три блока – летний, зимний и осенне-весенний сезоны. Первую часть каскадерской программы отработала команда Евгения Богородского. В следующих блоках эстафету принял Санат Беркалиев и еще восемь профессиональных каскадеров.
– На площадке, конечно, был соревновательный дух – кто исполнит тот или иной трюк? Но когда было непринципиально, кто появится в кадре, мы легко договаривались, – говорит Санат, – Я, например, всегда присутствовал на съемках, когда работал Евгений Ткачук. Если вызывалась его лошадь, значит, был нужен и я. У меня даже появилась подпольная кличка – «Конь Григория».
Дублировать Евгения Ткачука каскадеру из Волгоградской области было непросто. Актер неплохо держался на коне и почти все сложные трюки хотел исполнять самостоятельно. Но, после того как шолоховский Григорий на полном скаку влетел в створки забора и пропустил неделю съемок из-за травмы колена, на все его эксперименты было наложено строгое табу.
– Даже женские роли дублировали мужчины, – уточняет Санат Беркалиев. – Мы несколько раз переснимали эпизод, когда Григорий вез в телеге рожающую Аксинью. Телега была очень жесткая, а мы плюс ко всему скакали галопом. Каскадер Максим Сафонов в роли Аксиньи должен был стонать и изображать рожающую героиню. Я искренне реагировал на эти звуки и все переживал – не выпал ли коллега из телеги, раз так искренне стонет? А когда Максим проявил инициативу и протянул ко мне еще и руку, режиссер этого не оценил и объявил по рации: «Это что за грабли вместо женских рук? Еще раз, дубль!».
Что было после?
«Тихий Дон» изменил жизнь Саната Беркалиева. В процессе работы над фильмом наездник познакомился с внуком знаменитого писателя Александром Шолоховым. Он предложил каскадеру остаться в станице Вешенской и работать тренером в местном конном клубе.
– Я часто вспоминаю съемки этой картины и всю съемочную и актерскую команду, – говорит Санат. – Было приятно узнать, что актеры – веселые ребята без звездной болезни. Евгения Ткачука я даже приглашал к себе домой в Суровикино. Вместе мы поставили спектакль «Конь казаку всего дороже», в котором мне неожиданно пришлось побыть актером. Кстати, по завершении работы над «Тихим Доном» мне подарили и коня Женька, с которым мы успели так подружиться.
Не закончилась для Саната Беркалиева и работа в кино. Увидев его трюки в «Тихом Доне», кинематографисты пригласили каскадера на съемки исторического фильма о Евпатии Коловрате.
Фото: Фото из личного архива Саната Беркалиева