Легендарную мельницу Гергардта, расположенную в Волгограде возле музея-панорамы «Сталинградская битва», видел, наверное, каждый житель России – если не вживую, то на фото точно. А вот внутри памятных руин были единицы.
Мельницу Гергардта принято называть «сохранившимся памятником разрушенного Сталинграда». И действительно, это одно из трех зданий в городе, которое решено было оставить в виде руин после великой битвы на Волге.
Но когда-то мельница была чуть ли не самым статным зданием Царицына. Появилась она в волжском уездном городке в 1899 году. Деревянное строение возвели на Балканах – северной окраине Царицына – самарские купцы Гергардты, дабы наладить на юге страны мукомольное производство.
Кроме мукомольного цеха, в мельнице находились рыбокоптильный, маслобойный и хлебопекарный цеха. В начале XX века, в 1907 году, на мельнице случился пожар: от «деревяшки» остался только прожженный огнем каркас.
– Здание мельницы интересно не только как памятник Сталинградской битвы, но и как достояние царицынского градостроительства, – отмечает волгоградский краевед Роман Шкода. – При строительстве мельницы впервые был применен железобетон в больших объемах. До этого здания в Царицыне возводили из кирпичных стен и деревянных перекрытий. Собственно, железобетонная конструкция и определила хорошую устойчивость мельницы во время битвы на Волге.
Мельницу, на которой работало две сотни человек, в 1917–1918 годах национализировали, присвоив ей четвертый номер, а также имя руководителя сталинградской партийной ячейки Константина Грудинина. В Сталинградскую битву с «Госмельницей №4 имени Грудинина» произошло то, что и почти со всем жилым фондом города – она была разрушена во время массированного бомбового удара фашистской авиации 23–30 августа 1942 года – то есть еще до того, как в Сталинград пришли немцы.
Как известно, в сентябре 42-го года линию фронта в Сталинграде, тянувшуюся на 70 километров, обороняли две армии: от современной Спартановки до Ельшанки – 62-я армия, южные районы Сталинграда защищала 64-я армия. Вражеские войска шестой полевой пехотной армии, наступая с северо-западных окраин, прорвали, выйдя к Волге, фронт 62-й армии в трех местах – в том числе и там, где находилась старая мельница.
– Уже 13 сентября 1942 года в мельнице засели немцы. Прямо из окон здания они отстреливались по советским бойцам, – отмечает старший научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва» Татьяна Приказчикова. – В этот критический момент командование Сталинградского фронта на подмогу нашим бойцам с левого берега Волги переправило 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию генерала Родимцева.
В ночь с 14 на 15 сентября первый батальон под командованием лейтенанта Червякова выбил врага из мельницы и закрепился на плацдарме. К октябрю это здание стало «неприступной крепостью» – опорным пунктом обороны советской армии, где находился командный пункт 42-го полка. Однако в историю, к сожалению, с такой формулировкой вошел только Дом Павлова.
После Сталинградской битвы Дом Павлова, к слову, стал первым восстановленным после боев зданием, а мельницу Гергардта-Грудинина решено было оставить в виде руин – в память о кровопролитной битве на Волге.
Проникнуть «на объект» сегодня, а проще – попасть внутрь полуразрушенной мельницы, практически невозможно. Исторический памятник огорожен двумя заборами, а его территорию стерегут охранники музея-заповедника «Сталинградская битва». Еще бы, находиться там туристам, мягко говоря, опасно: вход в руины и вообще «прогулка» по бывшим цехам возможны только через огромные дыры, оставленные артиллерийскими снарядами.
В стенах, межэтажных перекрытиях, на фасаде – всюду на «теле» мельницы видны «отголоски» Сталинградской битвы, оставленные снарядами, осколками и пулями. Подниматься на верхние этажи приходится по отколотым ступенькам, непременно поглядывая себе под ноги, дабы не провалиться на нижний уровень через дыры в полу.
Крыша здания, как известно, была полностью разрушена во время бомбардировки. На верхнем этаже глыбы железобетона – то есть того, что осталось от былых стен – держатся на железной арматуре, то и дело раскачиваясь на ветру. Вдобавок ко всем разрушениям внутри мельница исписана «приветственными» фразами от Вась, Федь и других любителей оставить о себе настенную «память», ведь вплоть до 90-х годов туда мог попасть любой волгоградский мальчишка.
Сильный ветер с Волги, частные осенние дожди и щедрое южное солнце с каждым годом все больше и больше разрушают этот исторический памятник, простоявший на волгоградской земле более сотни лет.
– Здание постепенно ветшает, мы даже таблички повесили об опасности камнепада. Руководство музея-заповедника решает, как законсервировать этот памятник, – отмечает Татьяна Приказчикова. – Это здание должно «жить» – в напоминание людям, которые мечтают о каких-то военных конфликтах, о том, что может случиться с нашей жизнью.
Фото: Фото Мити Зимина и Марии Часовитиной, видео Петра Лукашина