Город Собаки для Путина и елка из ржавых цепей: волгоградец мастерит шедевры из подручных материалов

Собаки для Путина и елка из ржавых цепей: волгоградец мастерит шедевры из подручных материалов

Уникальные фигуры из проволоки волгоградского Левши украшают многие города России.

Работы умельца, который в шутку называет себя слесарем по собакам, украсили многие города России

В неприметном гараже Красноармейского района Волгограда творится таинство: мастер Вадим Кулешов с помощью плоскогубцев, болтореза и молотка создает удивительные фигуры животных из проволоки.

Встречая изредка забредающих в его гараж любопытствующих туристов, прослышавших про талантливого скульптора-самоучку, Вадим любит рассказать им о своих планах на будущее. Перед входом в свою мастерскую он мечтает открыть настоящий зоопарк животных из проволоки. В вольере местного Левши будут жить не лисы и кабаны, а динозавры, буйволы и мамонты, фигуры которых умелец собирается исполнить в натуральную величину.

– У меня сейчас, правда, ни минуты свободной нет, чтобы поработать для себя, – признается Вадим Кулешов. – Горит заказ из Владивостока – попросили сделать работу для всероссийского экономического форума, на который приедет Владимир Путин. Каждый регион на нем представляет что-то особенное, и делегация из Чукотки решила напомнить о своем знаменитом забеге в собачьих упряжках «Надежда». Мне прислали фотографии собак и четырехкратного победителя этих гонок Михаила Тынетегина, который скончался в прошлом году. На изготовление целой упряжки собак и человека в полный рост дали всего два месяца – работаю в таком ритме, что некогда выйти из гаража.

На деревянной доске у Вадима Кулешова висит памятка с фотографиями чукотских собак и полным описанием их физических особенностей. Рядом на небольшом куске металла к «забегу» готова первая проволочная гончая. Организаторы просили, чтобы она не была похожа на хаски или лаек, а сохранила свою угловатость и внешнее сходство с волком и простой дворнягой.

– Чтобы сделать очередную зверушку, я изучаю ее строение, внешние особенности. Сейчас уже могу сделать абсолютно любое животное, но иногда мне все же задают сложные задачки. Один заказчик из Москвы, например, просил сделать коров голштинской породы, у которых рост достигает почти двух метров, длина тела – трех, – вспоминает мастер проволочных фигур. – В гараже до сих пор лежит несколько копыт – сделаю одни, а потом вижу, что они выглядят совсем иначе. Отрезаю и, лежа на боку, скручиваю проволоку для новых.

Новогодняя елка со дна Волги

В просторном гараже Вадима Кулешова нет ни одной свободной полки – здесь большая коллекция старинных самоваров, рядом – доверху засыпанные винтиками и гайками ящики и фигуры из старых советских армейских касок. Переехав из крохотной комнатки, в которой удобнее всего работалось лежа или боком, мастер будто специально заполняет каждый пустой уголок своей огромной мастерской.

– Я вам все показывать не буду, что у меня хранится. Точно скажете, что я сумасшедший, – улыбается Вадим Кулешов.

Почти весь запылившийся раритет в гараже его хозяин называет хламом. Но всему есть свое применение: из заржавевшей ложки и старого разводного ключа умелец мастерит необычную обезьяну, а из цепей и ржавых замков со дна Волги – креативную новогоднюю елку.

Одиннадцать лет назад Вадим Кулешов работал озеленителем и вряд ли мог подумать, что будет днем и ночью гнуть проволоку и без всяких чертежей создавать каркасы для проволочных фигур.

– Для того, чтобы сделать красивую композицию, мне хватает одной фотографии, – рассказывает мастер. – Вообще-то я не профессиональный художник, званий никаких не имею. Помогло то, что в детстве мама сажала к себе на колени и вместе со мной рисовала и лепила. Получалось настолько хорошо, что в школе я мог учить преподавателя по рисованию.

За 11 лет стажа мастер отошел от «пустых» каркасных конструкций для топиара и сделал уже больше десяти полноценных проволочных скульптур высотой до пяти метров. Для работы ему нужны только сила рук, гнущая любую проволоку, плоскогубцы, пара монтажных ключей и молоток.

Сначала Кулешов собирает каркас животного, а после обшивает его проволокой. Несмотря на опыт, сложностей мастеру не занимать – работая над пятиметровыми «Руками», которые сейчас выставлены в Москве, Вадим несколько месяцев не слезал со строительных лесов. А при сборке большого медведя на велосипеде Кулешов сломал как минимум два домкрата.

– Когда меня спрашивают, с чего все началось, я вспоминаю своего первого орла для Москвы. Лет пять я не знал, как сделать птицу. А тут мне неожиданно позвонили из столицы и попросили сделать эту гордую птицу по эскизам известного современного модельера Александра Маккуина, – вспоминает Вадим Кулешов. – Увидел его макеты и понял, что эта фигура так и просится на проволоку. А вот с Волгоградом дела складываются не очень – из моих работ, которые стоят в городе, можно назвать только пожарного и дворника в жилом комплексе Советского района. Птицы, лоси, олени и кошки разлетелись в Воронеж, Таганрог, Москву и Казань.

Лоси для Третьяковки

Пока Вадим увлеченно рассказывает о последних работах, в мастерскую, как на экскурсию, заходят соседи по гаражу.

– Ко мне приезжает много волгоградцев, чтобы и посмотреть, и потрогать новые фигуры. Частые гости не дают собрать собственную коллекцию – покупают и уносят все, что только можно. Помню, как однажды поехал в Москву и поставил в прицеп несколько своих проволочных оленей. Отошел в садовый магазин, подхожу, а женщина уже схватилась за них руками и отпускать явно не собирается, – смеется Вадим Кулешов. – Очень просила, чтобы мы доехали до ее дома, где она заплатила бы мне за все фигуры сразу. Так и продал ей оптом целое стадо.

Работы волгоградского Левши едва не оторвали с руками и ландшафтные дизайнеры, которые в 2013 году готовили Казань к Универсиаде. Вадиму Кулешову поставили, казалось, невыполнимую задачу – за два месяца сделать семь малых архитектурных форм для всего города.

– На меня потом очень обижался один московский скульптор. Он-то говорил заказчикам, что сделать такой объем работы за два месяца да и еще за такие смешные деньги никто не возьмется. А я рискнул, – смеется проволочных дел мастер. – Время подготовки у меня абсолютно выпало из памяти, потому что я работал целыми сутками. В качестве ключевой фигуры предложил дизайнерам раскрытые руки, потому что спорт для меня связан с жестами.

С работ Вадима Кулешова делают «слепки» студенты архитектурных вузов, к нему в гараж просятся подмастерья. На выставке в Москве с удивительным волгоградцем познакомился интеллигентнейшего вида художник, который после первой беседы с Кулешовым привел на встречу хранителя Третьяковской галереи.

– Я же с ними по-простому общался, без реверансов. Даже не представлял, кто передо мной стоит, – улыбается Вадим. – А позже женщина представилась искусствоведом и хранителем Третьяковской галереи. И сказала мне: «Вы – художник. И если бы не наши начальники, которым нужны звания и регалии, ваши работы стояли бы в нашем музее».

Виктория Рындина
Фото: Алексей Волхонский

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
«Иначе не хайпово»: политолог прокомментировал слова Мизулиной о переименовании Волгограда в Сталинград
Анонимное мнение
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления