Активисты проекта ОНФ «За честные закупки» заявили, что нашли признаки сговора в торгах по поставке питания в школы, больницы и детские сады Волгограда с контрактами на общую сумму свыше трех миллиардов рублей.
Как сообщили V1.ru в Волгоградском отделении ОНФ, под подозрение активистов попали контракты, заключенные с 2011 по 2017 год на сумму 3,18 млрд руб. с участием пяти индивидуальных предпринимателей и одной компании – ООО «Торговый дом СПП». «Народный фронт» уже обратился в ФАС России с просьбой проверить эти сделки на предмет нарушения антимонопольного законодательства.
Эксперты и активисты проекта ОНФ «За честные закупки» начали проверку контрактов после сообщений о массовом отравлении детей сосисками в группе детского сада №357, которое, впрочем, решительно опровергали как в самом детском саду, так и в администрации и Роспотребнадзоре. Внимание общественников привлек тот факт, что поставлявший с 2011 года еду в детсад предприниматель Александр Стрельников выиграл контрактов более чем на миллиард рублей и сейчас обслуживает более 187 учреждений. Самым удачным для индивидуального предпринимателя стал 2017 год, когда питание в детсадах перевели на аутсорсинг. До этого учреждения закупали продукты, а готовили еду штатные специалисты.
По данным экспертов ОНФ только в этом году предприниматель Стрельников вышел победителем в контрактах на поставку питания в детские сады на 822 млн руб, причем все контракты он выиграл по максимальной стоимости и без конкуренции. Другими победителями стали ООО «Венера» на сумму 89,94 млн, также без снижения цены, и ООО «Торговый дом СПП» с контрактами на 77,31 млн с 1% снижения.
До нынешнего года ключевым рынком для Александра Стрельникова можно было считать поставки питания в больницы. С 2011 по 2017 годы ему удалось победить в конкурсах и заключить контракты до 2019 года на сумму 585 млн руб.
Другим крупным игроком на рынке стала индивидуальный предприниматель Ольга Батракова, выиграв с контрактами на 918,2 млн руб. Большинство торгов в этой сфере также проходили без снижения, с единственным участником и поочередной сменой победителей – больницы обслуживали сначала ИП Батракова, затем ИП Стрельников и наоборот.
В закупках питания в школы Волгограда эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» также заметили признаки сговора между ИП Киреева, ИП Абрамова и ИП Короткова, где в большинстве случаев на торги выходит один участник без снижения цены.
– Этих материалов уже достаточно, и мы отправили их в антимонопольную службу, – заявили в волгоградском ОНФ. – У нас есть ряд дополнительных фактов, которые находятся в разработке. Например, у всех этих предпринимателей был одинаковый контактный телефон на сайте социальной службы. В итоге компетентные органы будут решать, что это – картельный сговор или аффилированность.
В свою очередь заместитель руководителя по развитию социального питания и контроля работы действующей системы межрегиональной Общественной организации «Профессионалы социального питания и оздоровления населения» Светлана Мамонтова, утверждает что все действующие операторы питания выходили на конкурсы на равных условиях с другими участниками.
– Во-первых, последние проверки работы операторов питания были связаны с информацией об отравлении детей в детском саду. Однако никакого отравления не было. Это факт. На все запросы в детский сад, к родителям, Роспотребнадзор, департамент образования был один ответ, что ничего такого не было, – сообщила V1.ru Светлана Мамонтова. – Оказалось, что сообщение об отравлении было фейком. После нашего желания проверить ситуацию, все жалобщики исчезли. Ни один орган найти их не смог. Отсюда и вопрос, как относиться к подобным инициативам, основанным на сомнительной крайне информации?
Во-вторых, одним из важнейших параметров в оценке участника торгов является не менее трех лет положительного опыта исполнения муниципального или госконтракта. Чтобы отвечать требованиям и специфике рынка, необходимо иметь команду квалифицированных специалистов. Поэтому операторов, отвечающих базовому требованию, не так много. К участию в проведенных конкурсах допускались все желающие. И отсутствие заявок говорит о том, что желающих просто нет или же они не в полном объеме соответствуют предъявляемым требованиям. Федеральное законодательство совершенно обоснованно ставит жесткие условия. Наличием офиса, бухгалтера и компьютера, как было несколько лет назад, уже не обойдешься. И жаль, что некоторые проигравшие участники применяют не экономические виды конкуренции.
«Миллиардные» казалось бы, контракты в пересчете на каждого отдельного получателя, будь то школьник, пациент или ребенок в детском саду, далеки от заоблачных. В рамках скромных цифр операторам удается не просто исполнять утвержденное Роспотребнадзором меню, обеспечивая безопасность питания, но и делать это вкусно и качественно!
Когда со стороны звучат комментарии формата «контракт на сумму N млн руб.», для обычного человека это кажется баснословной цифрой. Но речь идет не про один контракт, а про восемь лет работы. Кроме того, в пересчете на каждого отдельно взятого получателя услуги стоимость питания будет уже совсем не такой эффектной. Отсюда и отсутствие большого числа заявок. Действующие операторы идут на конкурс на равных условиях со всеми, и, более того, они никак не могут влиять на участие или неучастие других.
Напомним, в ноябре прошлого года депутаты Волгоградской городской думы решили передать функции по организации питания в детсадах сторонним коммерческим организациям. Решение депутатов вызвало массовые протесты горожан. Возмущенные родители – причем не только матери, но и отцы, работники детсадов и просто неравнодушные волгоградцы выходили в центр города с плакатами «Перестаньте делать бизнес на здоровье детей», «Я поел в саду и вот – у меня болит живот», «Доверять здоровье детей частным компаниям, для которых основная задача – извлечение прибыли, нельзя».
Отменить аутсорсинг в детсадах требовал и прокурор Волгограда Дмитрий Симанович, настаивавший, что положение о введении в дошкольных учреждениях системы аутсорсинга противоречит действующему законодательству.Прокурор требовал вернуться к прежней системе и отменить результаты проведенных конкурсов среди фирм, претендовавших на осуществление функций операторов питания. Но, рассмотрев прокурорский протест, депутаты решили согласиться с одним из пяти замечаний, внеся чисто косметические изменения – в частности убрав понятие «муниципально-частного партнерства». Сама же система организации питания коммерческими организациями оказалась сохранена в неизменном виде.
Фото: Алексей Волхонский