Удобная квартира с видом на Волгу всего за 100 рублей в год — дерзкий проект или бурная фантазия? Волгоградский столяр Алексей Артамонов решил не мечтать об уютном уголке, а своими руками построить корабль на колесах.
Местный Кулибин никогда не хотел ездить на обыкновенной машине и жить в стандартной квартире с типовой планировкой. Если автомобиль — так собранный из двух УАЗов Hummer с огромными колесами, а вместо дома с вечными коммунальными войнами и шумными соседями — камерная трешка на воде с душем и кухней.
— Я сам часто задаю себе вопрос: откуда во мне все это? В детстве никогда не мечтал стать капитаном, — улыбается Алексей Артамонов. — Но, знаете, если со знаменем в руках петь в школьном хоре «Цепи якорей звенят в порту», то мечты о мореходстве записываются куда-то на подкорку.
Рассказывая о своем судне, Алексей стеснительно просит не показывать всех его недоделок. Столяр, который уже пять лет вкладывает всю душу в свой будущий дом на колесах, смущается и от простого вопроса: «Когда же планируется спуск на воду?»
— Вы задаете самый больной для всех строителей вопрос, — вздыхает Алексей Артамонов. — Знаете, сколько раз я переносил эту дату? Судно, которое называется «Бамбуком», начал строить еще пять лет назад. Тогда рядом с Центральным стадионом у меня была своя мастерская, и я начал мастерить корабль в ветхой одноэтажной постройке. Вскоре эту территорию начали благоустраивать, и меня попросили убраться. Операция по спасению судна длилась семь часов. Нам пришлось обрушивать крышу здания и только потом с помощью крана доставать «Бамбукъ».
Сны о мореходстве
— Это судно мне порой снится, — обходя его со всех сторон, признается Алексей Артамонов. — Я уже точно знаю, как оно будет выглядеть в готовом варианте. И какое счастье видеть, как оно и наяву начинает обретать реальные очертания. С тех пор мысли о том, чтобы бросить все на полпути, улетучились сами собой. Мой столярный бизнес рухнул, я остался без работы и без денег, и «Бамбукъ» — это единственный проект, который остался от прежней жизни.
Новое судно для Алексея Артамонова не просто будущий дом, но и полигон для испытания современных конструкторских идей. Больше 15 лет читая журнал «Катера и яхты», столяр с удивительным конструкторским мышлением сделал микс из новых и проверенных временем, но незаслуженно забытых идей.
— Наши конструкторы почему-то потеряли интерес к гребным колесам, которые раньше ставились на пароходах, — удивляется Алексей Артамонов. — Конечно, они не очень применимы для высоких скоростей. Но интересно, что они могут работать как в качестве двигателя, так и в обратном направлении. Вот представьте: набегающий поток воды крутит колесо, а с него генерируется электричество. По моему проекту одно колесо встанет в носовой части «Бамбука», оно будет собирать энергию и передавать ее на заднее.
В том, что судно будет уютным плавучим домом с полезной площадью в 30 квадратных метров, Алексей Артамонов уже не сомневается. Сможет ли «Бамбукъ» рассекать по Волге или морям, для столяра остается загадкой.
— Если я все правильно рассчитал, то судно будет плавучим, — уточняет Алексей Артамонов. — Кстати, я не делал никаких сложных схем. Все, что у меня есть, — простые эскизы в тетрадке и нехитрые математические расчеты. Для своего «Бамбука» я использовал лиственницу и стеклоарматуру — очень прочный материал, который еще никто не применял при судостроении. Из него можно ваять любую форму и легко вносить изменения в почти готовую конструкцию. Болван своего судна я сделал из фанеры. При строительстве использовал также пенопласт.
По словам Алексея Артамонова, пока ему очень везло на добрых людей — болеющие судоходством или просто любопытствующие друзья Алексея Артамонова помогают ему закупить строительные материалы. Рабочие, которые ведут берегоукрепление, снисходительно разрешили достроить «Бамбукъ» на причале рядом со спасательной станцией. Сейчас против конструктора-самоучки играют лишь капризная природа и подкрадывающиеся тихой сапой морозы.
— Раньше я строил «Бамбукъ» в помещении и не боялся никаких капризов природы, — уточняет Алексей Артамонов. — А теперь задача №1 — до первых холодов зашпаклевать судно, обклеить его стеклотканью и перевернуть. В мечтах, конечно, спустить его на воду и отбуксировать на достройку. Это будет своеобразным рождением судна и самым мотивирующим для меня этапом. Только на водной глади я пойму свои просчеты и найду точки, в которых нужно утяжелить судно или, наоборот, добавить ему плавучести.
«Трешка» на берегу Волги
Решив переехать на воду из-за страстной любви к кайтсерфингу, сейчас Алексей Артамонов мечтает уже о далеких походах — свое судно мужчина готовит по высшему классу мореходности (У нулевого класса нет никаких ограничений по району мореплавания. — Прим. ред.). Еще не достроив «Бамбукъ», конструктор задумывается и о дерзкой гонке между Сиднеем и Тасманией.
— Мои друзья считают все это детскими шалостями и говорят, что к 40 годам пора остепениться, — смеется Алексей Артамонов. — Но я никому не хочу объяснять своих планов на жизнь. Одно я знаю точно: мне не хочется быть водителем на дороге — понял это сразу после того, как построил свой Hummer. Да и жизнь в квартире совсем не прельщает. Трястись и переживать, дадут ли нам горячую воду или отопление — малоприятная перспектива. На судне, которое я разделю на три двухместные каюты, я не буду привязан к одному месте, не испытаю никаких коммунальных проблем и прочего безумства. К тому же пока я не поставлю на «Бамбукъ» мотор, буду платить за него всего 100 рублей в год.
Алексей Артамонов, знакомый со всеми яхтсменами города, уверен, что нашел свою уникальную волну.
— Люди, как и я болеющие судоходством, идут проторенной тропой. 10 лет ездят на одном судне, потом переходят на другое, — рассказывает Алексей Артамонов. — А я придумал свой собственный план. Мне не нужны никакие патенты на изобретения. Я хочу лишь, чтобы «Бамбукъ» вышел на воду и прошел не только по речным волнам. Если дерзкий проект со строительством закончится фиаско, то воспользуюсь планом капитана Врунгеля и приспособлю судно под баню на воде.
Фото: Виктор Ястребов