«Кто-то бежит»... Этот истошный крик прохожих — последнее, что услышал участковый из города Котельниково Волгоградской области. Не успев обернуться, мужчина получил удар длинным кухонным ножом в спину и, мгновенно потеряв сознание, упал на асфальт. V1.ru побывал на месте взбудоражившей город трагедии и узнал подробности дерзкого нападения на полицейских.
Версия очевидцев
На площади рядом с банком жители Котельниково уже второй день обсуждают всколыхнувшее город преступление и, приписывая холодящие душу подробности, нагоняют пущего страха.
— Как меня Бог уберег от этой перестрелки, — в разговоре с подругами причитает пенсионерка. — Я почти зашла в банк, но из-за телефонного звонка остановилась в нескольких метрах. Увидела лишь бежавшего в сторону полицейских парня, который с разбегу всадил в спину одного из них длинный нож. Что началось потом, я уже не видела. Слышала крики и выстрелы. Очень страшно. Знаете, этот день был одним из самых страшных в тихой и размеренной жизни нашего города.
По версии местных жителей, заступившие на дежурства полицейские подошли к банкомату, чтобы снять деньги.
— Говорят, что парень наскочил на сотрудников прямо на ступенях банка, — рассказывает парикмахер из соседнего салона Татьяна. — Мы пришли на работу к 10 часам и увидели лишь перекрытую дорогу и оцепленную красной лентой площадь. Недалеко от этих ступеней была большая лужа крови, прикрытая кучей салфеток.
Перешептываясь рядом с пунктом полиции, который расположен через дорогу от места преступления, местные жители в один голос твердят, что нападавший чеченец приехал в Котельниково из соседнего села Дарганово.
— Раньше там жили русские, а сегодня в Дарганово живут только чеченцы, — вздыхает местный житель Алексей Петрович. — Еще несколько лет назад весь район гремел от постоянных разборок — там подрались, тут напали. Сейчас стало спокойнее — по степи ехать не боимся. Но все равно каждый в округе знает, что они понимают и уважают только силу. Кстати, у нас нередко поговаривают о ростках экстремизма.
Версия следствия.
Николай Рыбалкин, работающий в Госавтоинспекции уже 18 лет, и 29-летний участковый Константин Фомин вышли из райотдела и подошли к патрульной машине, которая была припаркована рядом с банком. На пешеходном переходе на них бурей налетел неизвестный с ножом. Молодой участковый Константин Фомин даже не успел обернуться и, получив страшный удар в спину, потерял сознание.
— Нападавший, не теряя времени, накинулся на инспектора ДПС Николая Рыбалкина и попытался ударить его в шею, — уточнил руководитель Котельниковского межрайонного следственного отдела Хонгор Муджиков. — Полицейский отбил несколько ударов, но все же получил сильное ранение в шею и подбородок. Напоследок подозреваемый всадил нож в нижнюю челюсть инспектора и, оставив там 1,5 сантиметра лезвия, бросился бежать.
Что известно о нападавшем?
Несколько лет назад молодой Халид Сербиев забирал «золото» всех соревнований по борьбе.
— Известно, что он рос в многодетной семье и был четвертым из одиннадцати детей, — прокомментировали в следственном отделе. — С первого по седьмой класс учился в котельниковской школе, а потом на несколько лет переехал к родителям в Чечню. Вернувшись, нападавший поступил в местный техникум.
По информации следствия, 21-летний чеченец жил в одной квартире со своим старшим братом (ему — 26 лет) и работал на его домашнем фермерском хозяйстве.
— Мы провели обыски в их доме и не нашли ничего запрещенного, — уточнил Хонгор Муджиков. — Экстремистской литуратуры и брошюр тоже не было. Хотя наши коллеги из ФСБ и полиции отрабатывают его причастность к радикальным и экстремистским течениям.
У напавшего на полицейских Халида Сербиева не было ни жены, ни подруги.
Значимых черт в портрет задержанного добавляет информация из его социальных сетей. Судя по записям на официальной странице, молодой чеченец был всерьез увлечен религиозными идеями. Стену в сети молодой исламист посвятил высказываниям мусульманских лидеров и собственным рассуждениям о божественном предназначении человека и его борьбе за свободу и веру. Видеозаписи Халида Сербиева пестрят роликами- мотиваторами для подростков. «Великие цели никогда не будут жить в трусливых сердцах», — за несколько дней до страшного нападения заявил нападавший.
Накануне нападения Халид Сербиев вновь добавил мотивирующих постов, прося дать ему стойкости ради благой цели.
Версия следствия.
Сломав огромный кухонный нож в рукоятке, нападавший решил спасаться бегством.
— Раненный в лицо и шею Николай Рыбалкин сделал предупредительный выстрел в воздух и открыл огонь на поражение, — уточнили в следственном управлении. — Попав убегавшему в плечо, полицейский скрутил напавшего и передал коллегам.
Слово «теракт», которое в тот же день запестрило в социальных сетях, следователи Котельниковского района комментируют очень сдержанно.
— Да, у нас есть информация о таком же нападении на полицейских в Дагестане, — подтверждает Хонгор Муджиков. — Более того, два этих случая — далеко не единственные. В воскресенье на стражей порядка напали сразу в нескольких городах России. Могу сказать одно: мы возбудили уголовное дело по статье «Посягательство на жизнь полицейского», которое предусматривает наказание до 20 лет. Нашим коллегам из ФСБ и полиции, которые сейчас работают в Котельниково, предстоит выяснить: была ли какая-то связь между шокирующими нападениями по всей стране, и связаны ли они с экстремистскими религиозными течениями.
Сегодня следователи, подавшие ходатайство об аресте 21-летнего нападавшего, проверяют и всю его семью.
— Полицейские круглые сутки охраняли задержанного в нашей районной центральной больнице, — уточнил Хонгор Муджиков. — Было важно, чтобы к нему не попал никто из близких родственников, друзей или знакомых. К тому же, задержанный и раненый, он мог решить покончить жизнь самоубийством — отделение хирургии находится на третьем этаже. Вдруг он решил бы выпрыгнуть из окна?
Версия медиков.
По испещренной ямами дороге к Центральной районной больнице промчались две скорые помощи — в первой машине везли двух раненных полицейских, во второй под надзором конвоя — получившего огнестрельное чеченца.
— Задержанного положили в специальную палату с решетками и металлической дверью, — уточняет заместитель главного врача по медицинской части Геннадий Сизов. — У него было сквозное огнестрельное ранение плеча и брюшной стенки. Несколько касательных ранений мы нашли в левом предплечье и шее. Судя по всему, полицейские стреляли несколько раз, но попали лишь дважды.
Медики уточняют, что попавшийся в руки полицейских Халид Сербиев вел себя очень спокойно и скрытно.
— На все вопросы он отвечал односложно и крайне неохотно, — вспоминает Геннадий Сизов. — Тем не менее, он сообщил всю необходимую для заполнения документов информацию и подписал согласие на медицинскую помощь. Мы обработали его раны и наложили повязки — в операции он не нуждался. Все остальное время задержанный был под надзором конвоиров, которые периодически меняли друг друга.
Куда более серьезными оказались ранения полицейских. Упавший на асфальт участковый Константин Фомин получил перелом основания черепа и серьезное ножевое ранение.
— Пациенту, чье состояние мы оценивали как стабильно тяжелое, требовалась томограмма. У нас такого оборудования просто нет, — уточняет Геннадий Сизов. — Транспортабельного участкового хотели перевозить вертолетом санавиации, но из-за снега и сильного тумана повезли его на машине.
Обработав кровоточащие раны Николая Рыбалкина, котельниковские медики на следующий день передали его в челюстно-лицевую хирургию областной больницы.
— Из-за сильнейшего удара в нижнюю челюсть, полицейский остался с осколком лезвия внутри, — рассказали в больнице. — С утра его перевезли в Волгоград и отправили на операцию. Раны были очень серьезными и, скорее всего, на лице стража порядка останутся шрамы.
Задержанного чеченца после ареста отправили в больницу лечебно-исправительного учреждения Волгограда.
Напомним, накануне представители Чеченской республики в Волгоградской области назвали Халида Сербиева невменяемым. По их информации, молодой наездник получил серьезный удар копытом в голову. С тех пор молодой человек страдает расстройствами психики. На допросе он заявил, что хотел смерти.
Что известно о Котельниковском районе?
По информации администрации, в Котельниковском районе проживают около 60 национальностей – среди них много выходцев из Дагестана и Чечни, которые уже не раз попадали в «черный» список правоохранительных органов.
Напоминание о человеке, причастном ко всем крупным терактам страны, сохранилось в хуторе Поперечный Котельниковского района. Шамиль Басаев, чью голову ФСБ России оценили в 10 миллионов рублей, построил здесь своеобразный памятник «светлому времени». К слову, сейчас он больше напоминает старый полуразрушенный сарай. Братья Басаевы, Шамиль и Ширвани, вместе со своим отцом отстраивали Поперечный на протяжении нескольких лет – с 1985 по 1988. На зимнее время уезжали в Чечню, а весной возвращались. Потом Шамиль уехал в Москву поступать в институт инженеров землеустройства и больше не вернулся. По словам местных жителей, поступил, но его на втором курсе отчислили за неуспеваемость. А вот его брат Ширвани после окончания сельхозтехникума в Быково еще год проработал в местном совхозе «Аксайский». Местные вспоминают, что семья жила в строгих традициях и не была замечена в национальных распрях.
О первых ростках радикальных течений в Котельниковском районе заговорили куда позже. В 2013 году все федеральные СМИ узнали о тихом городке Котельниково, в котором накануне Дня Победы предотвратили крупный теракт. По подозрению в подготовке страшных взрывов была задержана банда Тазабаева. В их машине сотрудники ФСБ нашли два самодельных взрывных устройства, шесть ручных гранат и оружие.
Несколько лет назад в «черный» список силовиков попал еще один житель Котельниковского района. Некоего Бислана Чабдаева из хутора Бударка заподозрили в связях с экстремистами.
Узнавайте новости, открывая мессенджер. Делитесь с друзьями в контактной книге через короткие сообщения всем, что происходит в Волгограде. Подписывайтесь на наш Telegram: https://t.me/newsv1
Фото: Халид Сербиев/Vk.com