Какие фото выразительнее — черно-белые или цветные? Уместен ли цвет на снимках времен войны? Почему раскрашенные фото Сталинградской битвы на Западе популярнее, чем в России, — об этом и многом другом рассказала V1.ru известный колорист Ольга Ширнина.
Колоризация — преобразование черно-белого кинематографического или фотоизображения в цветное. До появления цифровых технологий фотографии раскрашивались вручную акварелью, масляными красками, цветными карандашами, пастелью. Первый снимок был раскрашен в 1839 году. Сейчас колоризация используется при реставрации для улучшения изображения.
Ольга Ширнина (в Сети Klimbim) не училась на художника или фотографа. Ее работа вообще не связана с каким-либо искусством — она профессиональный переводчик с немецкого языка, преподаватель. Однако семь лет назад, осваивая графические редакторы, развлекая себя и друзей фотомонтажом, решила попробовать раскрасить на компьютере черно-белую фотографию. И «затянуло».
— Начинала с фото голливудских звёзд: они высокого качества, и их много в Сети, — делится Ольга. — С такими снимками проще работать, что-то пробовать, экспериментировать. Потом стало интересно раскрашивать старинные фотографии, а затем — исторические снимки.
«Цветное изображение несёт больше информации, в этом плюс раскрашенных фильмов».
Училась колоризации Ольга самостоятельно, информации об этом в интернете достаточно. А еще ей очень вовремя предложили сделать перевод книги о цветоведении, многое оттуда пригодилось. Основы теории цвета колорист знать просто обязан.
Раскрашенный вариант — отдельное произведение
Ольга уверяет: никто не посягает на снимки, которые изначально задумывались фотографом в черно-белом варианте. Колористам интересны изображения, сделанные до появления цветной фотографии, когда у авторов просто не было выбора. Сейчас многим любопытно взглянуть на известные (или неизвестные) события и лица с другой точки зрения, попробовать представить их в цвете.
Однако есть и те, кто напрочь отвергает возможность такого способа работы с фотографиями и очень возмущается.
— С ними нет смысла спорить, они так видят, — уверена Ольга. — Я лишь хочу сказать им, что колоризация не уничтожает исходное чёрно-белое изображение, оно по-прежнему имеет приоритет как исторический артефакт, а раскрашенный вариант существует параллельно как производное произведение.
У каждого колориста, как и у художника, есть свои предпочтения, сильные и слабые стороны.
— Пока не очень хорошо получаются интерьеры, пейзажи, сюжетные снимки с множеством деталей, — признается Ольга. — Мне больше нравится красить портреты, и я придумала, как это делать быстро и с хорошим результатом.
«Некоторые пытаются по раскраскам определить мои политические пристрастия, но у них не выходит — слишком разные персонажи и сюжеты. Один коллега даже назвал меня коммунистической монархисткой, но этот оксюморон не про меня. Определённо могу сказать, что меня интересуют персонажи и сюжеты русской истории».
Отдельный альбом работ Ольги посвящен царской семье. После раскрашивания нескольких портретов по просьбе коллеги из Сербии Ольга заметила, что в Сети много качественных фотографий Романовых.
— Ближе к столетию революции ко мне стали обращаться разные издания с вопросом, нет ли у меня раскрашенных фотографий Николая II и членов его семьи, — рассказывает Ольга. — Сейчас готовится к выходу книга о Романовых, которую написал один греческий монах, для него я подготовила много колоризаций. В наступающем году, как известно, тоже памятная дата, поэтому интерес к этой теме очень высок. Пять моих раскрасок даже появились на выставке в Москве, но без моего ведома и упоминания.
Военная тема — особая
Раскрашивание военных фотографий — работа сложная, и спрос за нее жестче. Но критика, по собственному признанию, Ольгу только подхлестывает, заставляет работать больше и лучше.
— Когда я выложила свои первые раскрашенные фотографии солдат Красной армии, то комментарии меня буквально ошарашили — столько яда и злобы в них было, — вспоминает Ольга. — Но меня это лишь взбодрило, и я решила, что эту тему я теперь не оставлю. Кстати, с тех пор злобные комментаторы попритихли, а раскрашенные фотографии наших бойцов разошлись по интернету, чему я только рада.
— Меня удивляет, — продолжает Ольга, — что на Западе о некоторых наших победах помнят лучше, чем у нас. Английские газеты публиковали подборки раскрашенных фотографий с нашими девушками-снайперами и лётчицами, сейчас я готовлю фотографии для уже второй в этом году публикации о Сталинградской битве — и опять в западных изданиях.
Среди подписчиков Ольги много тех, кто разбирается и в военной форме, и в оружии и технике — под их пристальными взглядами ошибаться опасно. Прежде чем раскрашивать военные фото, Ольга тщательно собирает информацию — иногда на это уходит больше времени, чем на саму колоризацию.
— Иностранцы в нюансах нашей униформы, например, не очень разбираются, они смотрят на работу в целом, — рассказывает Ольга Ширнина. — Среди наших же очень много знатоков, которые меня жёстко критикуют за ошибки. К таким я обычно обращалась потом за консультацией, и мне помогали. Например, Андрей Малов и Аллесандра Бывалькевич, которые сначала возмущались (и справедливо) допущенными мной неточностями, но затем, поняв, что я стремлюсь к исторической достоверности, сменили гнев на милость и подробно объясняли мне, как правильно.
— Среди моих подписчиков есть Сергей Вахрушев, — добавляет Ольга, — который знает про самолёты, наверное, всё и терпеливо разъясняет мне все тонкости, о которых я и не догадывалась. Теперь и Фонд «Русские витязи» оказывает мне информационную поддержку: последние колоризации я делала под руководством Владимира Глазкова и Кирилла Цыпленкова, за что я им очень благодарна.
В интернете так много снимков наших союзников во Второй мировой, причём прекрасного качества, что легко может создаться впечатление, что именно они воевали и победили.
Наших по-прежнему мало
В одной из соцсетей есть сообщество колористов, его создал англичанин Даг Бэнкс (Doug Banks). В группе около 500 человек из разных стран мира, разного возраста и профессий.
— Там мы выкладываем свои работы, делимся секретами и советами, обсуждаем проблемы и приятные новости (у кого-то открылась выставка, кого-то опубликовали на обложке популярного издания и т. д.), — рассказывает Ольга. — Есть очень интересные люди, с которыми я подружилась и от которых узнала много полезного. Есть хорошие колористы из России: Константин Фиев и Георгий Станиславский, но их немного.
Семь лет работы больше двух тысяч раскрашенных фотографий, признание в России и на Западе... Это все еще увлечение или оно превратилось в работу?
— Я занимаюсь раскрашиванием, потому что это интересно, это по-настоящему захватывает, — признается Ольга Ширнина. — Если раскраска получается, то возникает иллюзия, что исчезает барьер между прошлым и настоящим. Одна из моих последних колоризаций — портрет генерал-лейтенанта Василия Ивановича Чуйкова, и в числе комментариев к нему был такой: Tremendous ... as if I am looking through glass at a living person (Потрясающе, как будто я смотрю сквозь стекло на живого человека).
Цвет позволяет увидеть на чёрно-белых фотографиях живых людей. Удачные сюжетные колоризации могут дать эффект присутствия. А некоторые колористы просто талантливые художники, и я рассматриваю их работы именно с этой точки зрения — в них есть красота и гармония.
«Интересный эффект: недавно я красила портрет одного греческого старца и не могла отделаться от ощущения, что он всё время смотрит прямо на меня».
Узнавайте новости, открывая мессенджер. Делитесь с друзьями в контактной книге через короткие сообщения всем, что происходит в Волгограде. Подписывайтесь на наш Telegram: https://t.me/newsv1
Рита Малич
Фото: Klimbim/Fb.com