Ровные коробки солдат старательно чеканят шаг и привыкают к тяжелым шинелям. «Тверже шаг, слушаем музыку», — подбадривают командиры. На плацу Волгоградского качинского училища полторы тысячи участников парада впервые встретились в военной форме.
По расчищенному от снега плацу медленно проезжают не привычные всем УАЗики, а два представительных кабриолета без номеров. Водители равняются по какой-то невидимой линейке, не приближаясь друг к другу ближе чем на 40 сантиметров.
— Я участвую в парадах уже 5 лет. За это время появилось какое-то чутье: ощущаю эти 40 сантиметров подсознательно, — рассказывает прапорщик Вадим Коваленко. — Знали бы вы, как я волновался перед первым торжественным проездом. Да и сейчас некая дрожь остается. К счастью, все непредвиденные ситуации случались только на репетициях. Перед выездом я настраиваю машину, разговариваю с ней и прошу проехать без эксцессов. Но, если она все же начинает капризничать, я пересаживаюсь на третий, запасной, кабриолет.
Громкое и уже почти синхронное «Здравия желаю, товарищ генерал-лейтенант» разлетается по всему плацу и быстро замерзает в морозном воздухе. Общим хором прогремев раскатистое «Ура», солдаты готовятся к самому ответственному проходу.
— Идти по плацу в форме намного тяжелее, — уверен командир роты Почетного караула Игорь Данилов. — Парадная шинель немного сковывает движение и, например, мешает поднять локоть. Но уже после первого прохода участники парада немного размялись, привыкли к шинелям и тулупам и показали совсем другой уровень. Накануне парада каждый разогреется на своем плацу и приедет на площадь Павших Борцов в лучшей форме.
По присыпанному песком асфальту проходят солдаты со штандартами. Вслед за ними ровным строем идут участники парада в бежевых советских тулупах, темно-зеленых военных шинелях и белых маскхалатах, знакомых по фотографиям из учебников истории.
— Я сильно переживал перед отбором, уж очень хотелось попасть в этот парадный строй, — делится впечатлениями военнослужащий из 337-го железнодорожного батальона. — Из 110 человек выбрали только 80 лучших. Несколько дней назад нам выдали лыжи. Ой, как непросто с ними идти — стоит на сантиметр опустить их вниз, и вся строгая геометрия будет нарушена. Белые маскхалаты военного образца мы примерили только вчера. Жаль, что ни родные, ни друзья, которые живут в Ростове-на-Дону, не увидят меня в этой форме. Зато сколько фотографий и видео я пришлю им после своего прохода по площади Павших Борцов.
С особой щепетильностью к параду готовится и военный оркестр. Чтобы инструмент не дал фальшивых нот, музыканты заливают в трубы и тромбоны капельку спирта.
— На площади Павших Борцов соберется оркестр из 95 человек — и военные, и рядовые, которые уже далеко не в первый раз участвуют в парадах, — уточняет начальник оркестра. — После крайней репетиции мы будем готовить форму и натирать инструменты до идеального блеска. В этом году мы расширили свой репертуар. На параде в честь 75-летия победы в Сталинградской битве впервые сыграем песню «Поклонимся великим тем годам», во время которой солдаты припадут на одно колено.
После трех проходов полторы тысячи участников парада разъезжаются по казармам. Оттачивать движения до идеальной синхронности солдаты будут все выходные.
— В понедельник мы проведем репетицию на площади Павших Борцов, — уточняет заместитель командующего 8-й общевойсковой армии генерал-лейтенант Андрей Колотовкин. — Финальная встреча пройдет 31 января в 10:00. Эту репетицию будет не отличить от настоящего парада.
После главной и самой ответственной репетиции у военных останется совсем немного времени на то, чтобы отполировать представительные кабриолеты, начистить музыкальные инструменты и отпарить до идеального состояния каждую деталь парадной формы.
Фото: Алексей Волхонский