Пройдя по Мамаеву кургану, президенты, артисты и спортсмены пишут свои отзывы в книге, которая за 50 лет стала новым музейным экспонатом. Корреспонденты V1. ru узнали, о чем говорили и что желали волгоградцам Александр Лукашенко, Владимир Путин или Уго Чавес.
За полвека туристы Мамаева кургана исписали больше 25 книг с большими глянцевыми страницами. Свои комплименты известному монументу оставляли в стихах и прозе. На русском, английском, китайском или арабском. Авторучкой или пером с чернилами.
— Почти все гости Мамаева кургана, которым выносят книгу отзывов, пишут о том, как их покорило это место, — рассказывает генерал Александр Кутиков. — Мне, если честно, по душе отзывы настоящих ветеранов. Родимцев очень хорошо написал...
Этот монумент является напоминанием нашему молодому поколению о мужестве, стойкости и героизме защитников Сталинграда — сынов и дочерей нашего многонационального советского народа. Этот величайший памятник служит грозным предостережением тем, кто посмеет напасть на нашу отчизну — их ждет та же участь, что немецко-фашистских захватчиков на русской реке Волге.
Дважды Герой Советского Союза Родимцев.
По словам хранителей книги, аккуратно перелистывающих хрустящие страницы, многие высокие гости приходят на Мамаев курган со шпаргалками. И всё же большинство гостей пишут без всякой подготовки — размашисто и очень просто.
— Преклоняюсь перед величием памятника-ансамбля Героям Сталинградской битвы. В граните памятника-ансамбля Героям Сталинградской битвы словно наяву вновь встают перед моими глазами глубоко волнующие эпизоды уличных сражений в Сталинграде. Вспоминаю моих друзей, бойцов и командиров, совершивших бессмертный подвиг Александрова, Бойко, Наумова и других, отдавших свои жизни за нашу победу, — написал Яков Павлов.
Мне было 20 лет, когда мне пришлось защищать Сталинград. Здесь мы поклялись перед Матерью Родиной стоять насмерть. Пятился от самого Кишинева — отступать больше некуда, хоть Россия велика. Очень рад за сооружение памятника-ансамбля. Я, оставшийся в живых, преклоняюсь перед памятью погибших товарищей.
Командир орудия 502 Истребительного противотанкового артиллерийского полка. Иван Иванович Токарев.
— Здесь, в октябре 1942 года, в районе завода «Красный Октябрь» погиб мой отец, капитан Кучковский Владимир Павлович. Ему было 35 лет. Сегодня я намного старше своего отца. Но здесь, на кургане Славы, я чувствую себя дочкой, которую защитили от врага отец и его товарищи по оружию. Мы храним в сердце память об отце. И она, эта память, вмещает в себе емкое понятие «Сталинградская битва». Может быть, мы есть потому и потому родились, что здесь на Волге стояли насмерть тысячи красных бойцов. Люди не забывают это святое место. Они идут и идут, торжественные и скорбные. И кладут цветы на священную, политую кровью землю. В знак памяти обо всех, кто стоял здесь насмерть. И о моем отце тоже. Низко склоняю голову, — В. Адушкина, заведующая отделом журнала «Крестьянка».
Это чудо, нет слов. Слава всем, кто защищал Сталинград.
Гурам Лолидзе.
Личные истории фронтовиков переплетаются с записями современных героев. О своих чувствах пишут президенты разных стран, космонавты, актеры и поэты.
— Некоторые гости Мамаева кургана оставляли свои отзывы по два, а то и по три раза, — продолжает Александр Кутиков. — Если своими впечатлениями делятся иностранцы, то наши сотрудники пытаются как можно скорее записать перевод и не потерять ни одного слова.
Мы, ветераны 284 стрелковой дивизии полковника Батюка Н.Ф, в ночь на 21 сентября 1942 года переправились через Волгу и вступили в бой с фашистами. На Мамаевом кургане мы вели бой 123 дня и ночи. Сегодня, через 40 лет, мы посещаем памятник и братскую могилу наших однополчан на Мамаевом кургане. Мы склоняем свои головы перед памятью наших героев, отдавших самое дорогое — жизнь. Когда мы уходили из Сталинграда, от города оставались одни руины. Теперь мы видим цветущий город — город-герой, который сам по себе увековечивает память славных защитников Сталинграда на века.
— Честь и слава героическим защитникам Сталинграда. Мы, кубинцы, как и всё человечество, навсегда сохраним свою признательность, — Рауль Кастро Рус, Вильма Эспин, Лионель Сото.
Сталинградцы, простите нас. И поверьте в нас.
Министр культуры РФ Владимир Егоров.
— При посещении мест, подобных Мамаеву кургану, захватывает дух от скорби и одновременно от величия нашего Отечества. Особые слова благодарности ветеранам Великой Отечественной войны, участникам битвы за Сталинград. Низкий поклон волгоградцам, хранящим святую память о подвиге защитников Родины, — Владимир Путин.
Я горжусь тем, что посетил этот прекрасный мемориал, посвященный смелым советским солдатам, перенесшим тяготы войны при обороне героического города Сталинграда.
Делегация США.
Каждая книга отзывов, по словам сотрудников Мамаева кургана, ценится на вес золота. Первая тетрадь в твердом переплете и с лентой от медали «За оборону Сталинграда» тут и вовсе охраняется, как драгоценный музейный экспонат.
— Книга хранится как особая реликвия, — признаются сотрудники мемориального комплекса. — Она выносится всем гостям и после того, как они оставят свою запись, сразу же уносится обратно.
Невозможно без глубокого душевного волнения передать впечатления от увиденного. Памятник-ансамбль воссоздает истинную картину жестоких боев с фашизмом за честь и независимость нашей Родины, яркие эпизоды непревзойденного подвига сталинградцев. Преклоняюсь перед их подвигом.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко.
— Никогда не должно забывать о тех испытаниях, жертвах, выпавших этому городу. Те из нас, которые рождены в конце войны, никогда не должны забывать тех, кто перенес невероятные страдания и величайшие жертвы, сделав возможной нашу свободу. Здесь мы преклоняемся перед теми, кто дал нам возможность жить, — Дж. Робертсон, генеральный секретарь НАТО.
Святое место для каждого, кому дорога наша Родина, наша Россия. Вечная память всем, кто погиб за наш народ, за наше настоящее и будущее. Пусть навсегда в сердцах всех поколений хранится высокий дух патриотизма, который и сейчас поможет нам выстоять.
Председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова.
— Дорогие коллеги, мы должны сделать всё, что можем — и больше того, чтобы нам не было стыдно ни 2 февраля 2003 года, ни 9 мая 2005 года, — ваш, Михаил Швыдкой, министр культуры РФ.
Подписывайтесь на новостной канал в Telegram. Будьте первыми по информированности! Переходите по ссылке: https://t.me/newsv1
Фото: Алексей Волхонский