Волгоград принимает чемпионат мира по футболу. К нам едут туристы со всего мира и помимо матчей на новом стадионе, конечно, будут смотреть и сам город. Есть ли чем похвастаться Волгограду, обязательно ли знать историю Сталинградской битвы и увидят ли за мусором и разбитыми дорогами что-то хорошее в нашем городе многочисленные гости — об этом и многом другом корреспондент V1.ru поговорил с волгоградским реставратором и краеведом Сергеем Сена.
Сергей Львович Сена – реставратор зданий – памятников архитектуры, автор и ведущий телевизионных программ о культурном наследии Волгограда. Среди значительных работ не в Волгограде — генеральный план и проекты детальной планировки в разрушенном землетрясением 1988 года армянском Ленинакане (сейчас город Гюмри). 15 студентов архитектурно-строительного института под руководством Сергея Сена защитили дипломные проекты, посвященные историко-культурному наследию Волгограда и пригородов.
Двухсотлетние подвалы и грандиозный Эквилибрио
Сергей Сена уверен: Волгоград уже не ассоциируется только с войной, многие невоенные достопримечательности в нем уникальны и не уступают столичным:
— Естественно, как и в любом городе, в Волгограде есть дежурный набор, который никак не обойти: Мамаев курган, панорама «Сталинградская битва», центральная набережная. Другое дело, что этот набор может изменяться и дополняться.
Например, еще 10 лет назад музей-заповедник «Старая Сарепта» был, откровенно говоря, малопосещаемым. И в этом была «повинна» не столько «раскрученная» преимущественно военная история города, сколько не очень разнообразная экскурсионная программа музея и, самое главное, удручающее состояние объектов, а это, между прочим, 24 здания XVIII–XIX веков. И вдруг произошел взрыв интереса к Сарепте, в которой теперь есть чем целый день заняться семье. Это и обновленные экспозиции, в том числе интерактивные, и временные выставки, и концерты живой органной музыки, и библиотека, и кафе, и бильярд, и набирающие популярность квесты с привидениями, вдохновившими на битву «известных» экстрасенсов, и даже дегустация сарептских вин.
Удивительный арт-объект «Эквилибрио» — часть самой грандиозной скульптурной композиции в мире (другие части в Германии, Ирландии, Норвегии и на Мальте) — тоже в Сарепте.
Поскольку в музее есть своя гостиница и завершается реставрация постоялого двора, в котором будет хостел, Сарепта, выражаясь современным языком, станет важным «туристско-экскурсионным хабом». Отсюда уже сегодня организовываются экскурсии на шлюзы Волго-Донского канала (а сам канал — часть так называемой европейской кругосветки), к гигантскому памятнику Ленину, в дендрарий, в старинную мечеть в татарском селе Малые Чапурники, к буддийской ступе на территории бывшей усадьбы калмыцких князей Тундутовых в селе Солянка Светлоярского района.
Старую Сарепту уже сегодня можно перенести в группу «обязательная программа», благодаря чему история города в представлении гостей сразу станет как минимум на 200 лет старше.
Но, конечно же, многое зависит от рассказчика. Неграмотный рассказ не спасут даже самые «вылизанные» достопримечательности, и наоборот: экскурсовод с горящими глазами и хорошо подвешенным языком заинтересует слушателей и полуразрушенными зданиями поселка Нижний Тракторный, и палеолитической стоянкой древнего человека, на которой стоят гаражи.
Советский конструктивизм, сталинский ампир и новые идеи
В Волгограде все еще много Царицына и Сталинграда, напоминает Сена, причем Сталинграда не военного, так что туристам есть что посмотреть, кроме растиражированных объектов. Впрочем, и тут есть над чем поработать:
— Абсолютно убежден, что хотя город миру известен как Сталинград (и с этим не поспоришь), триединство его истории как Царицына-Сталинграда-Волгограда подарит гостям города немало удивительных открытий. Самих объектов, связанных с разными периодами истории города, не так уж мало. Не хватает наполнения этих объектов общественными функциями. Ну, хорошо! Передали здание Первой пожарной части Царицына под краеведческий музей. Но сколько еще зданий и достопримечательных мест ждет подобных решений. Волгодонская (бывшая Анастасийская) улица. Сколько поколений студентов-архитекторов превращало ее в волгоградский Арбат… Деревянные дома Волго-Донской железной дороги, построенные в 1860–1870-е годы — целый архитектурный ансамбль, переживший войны и перестройку, мог бы получить самые разнообразные функции, например, центр межнационального общения, арт-резиденция или квартал некоммерческих организаций. Кстати, и сегодняшняя жилая функция могла бы сохраниться.
Можно назвать как минимум с десяток царицынских зданий, которые при определенных условиях прекрасно бы справились с культурными функциями — художественных галерей, небольших музеев, школ искусств и тому подобного.
Очень недооценена архитектура и застройка периода конструктивизма. В этих районах нужно просто отремонтировать здания и привести в соответствие с эпохой среду. Это также относится и к послевоенным кварталам сталинской застройки, особенно в Краснооктябрьском районе, где сохранились еще образцы малых архитектурных форм в той же ампирной стилистике. Программа капитального ремонта жилых многоквартирных домов, увы, не распространяется на прилегающую к домам территорию. А ведь с позиций охраны наследия нам важны и дома, и ограды, и вазы, и скамьи, и фонтаны. Но в сегодняшнем виде капитальный ремонт только консервирует утраты, понесенные историческими зданиями за последние 60–80 лет, и не позволяет реставрировать детали или воссоздавать утраченные элементы. А кто и когда выделит средства на реставрацию, неизвестно. А жаль. Советский конструктивизм и сталинский ампир неизменно вызывают у иностранных гостей интерес.
И еще одна группа объектов, которая во всем мире становится объектами экскурсионного показа — промышленные предприятия, электростанции, депо, котельные… Конечно, их посещение сопряжено с обеспечением мер безопасности. Но во всем мире это делают. Мы не должны отставать.
Интересную статистику приводит Сена: оказывается по количеству человек, приходящихся на один музей Волгоград вполне равен Петербургу: и там, и там на один музей приходится 20 тысяч человек. Да и в части разнообразия волгоградские музеи вполне способны конкурировать со столичными.
— Конечно, Эрмитажа в Волгограде нет и масштабы музейного хранения несопоставимы, — признает реставратор. — Но разнообразие предложенных волгоградцам и гостям города музеев поражает. При этом среднестатистический горожанин не вспомнит более 5-6 музеев. Но и этим 5-6 музеям есть куда расти и развиваться.
Уже набившее оскомину сарматское золото — где оно? Современное искусство где-нибудь представлено? Музеи-квартиры выдающихся волгоградцев — где они?
При этом музейные темы лежат на поверхности. Музей истории тракторостроения с действующими образцами — на территории тракторного завода. Самая большая гидроэлектростанция в Европе — показывают же электростанцию и дамбу Гувера на реке Колорадо в США.
Встряска со знаком «плюс»
В период подготовки города к ЧМ-2018 горожане разделились на два лагеря: одни считали, что происходящие изменения городу на пользу, даже если они делаются только ради чемпионата, другие видели возможность более тщательно привести город в порядок с меньшими затратами, но и те и другие назвать город готовым к приему гостей вряд ли смогут даже теперь.
Сложные чувства вызывает происходящее и у Сергея Сена:
— Грустный вопрос. Все, что происходило и происходит в городе в преддверии чемпионата мира по футболу, сильно напоминает ситуацию, когда гости пришли на званый ужин, а хозяйка ещё в халатике и на голове бигуди, Стол накрыт скатертью, тарелки расставлены, а мясо в духовке либо совсем сырое, либо пригорело…
Конечно же, сделано невероятно много, но не видно системности. Положили новый асфальт, а бордюры, с которых и начинается ремонт дорог, не выправили. Более того, ряд улиц остались деревенскими, с обочиной. Поставили новые двуязычные указатели, а старые во многих местах остались, да и деревья, из-за которых многие надписи не читаются, не подрезали. Киоски и павильоны посносили (кстати, все уже позабыли о том, как в свое время архитектурная общественность против них боролась), а фундаменты от них во множестве остались.
При этом уродские павильоны у входа на рынок со стороны проспекта остались, но были стыдливо задрапированы баннерами с видами Волгограда. Баннеры вообще были спасением для заборов и недостроенных зданий. А если подумать логически? Ну и что, что недостроено? Наоборот — давайте покажем, что Волгоград развивается. Глядите, сколько всего строится.
Строящееся здание любым футбольным фанатом будет воспринято как «здание строится». А вот затянутое в белый саван как мумия сооружение у подножья Мамаева кургана вызовет вопросы.
Традиционно весной обрезали деревья. Но наши «доморощенные ботаники» не учли, когда следует (если это действительно так необходимо) обрезать серебристые тополя на Комсомольской улице. В итоге красивые еще в прошлом году деревья встречают мундиаль в виде высоченных раскоряченных пней.
Про мощение тротуаров на проспекте Ленина, которое сегодня еще вершится в авральном режиме, без слез не расскажешь. Очевидно же было, что проспект — главная улица города. Можно было озаботиться мощением на сезон раньше? И не только мощением. Можно было бы деревья посадить в пустые лунки. Нужно было бы у «сталинских» фонарных столбов цоколи перебрать и поднять над уровнем тротуаров. Мне скажут: деньги в прошлом году не были выделены. Хорошо. Но известны примеры безавансовых (что, конечно, очень плохо) работ. Нашлись бы и на такие кабальные условия подрядчики. Ведь так, по существу, отработали мои знакомые, фирмы которых трудились на субподряде в аэропорту и даже (!) на Крымском мосту. Так их «кинули». Ненамного. Миллионов на 10 каждую. Теперь судятся.
Но, надеюсь, все эти беды останутся внутри нас. Внешне город, конечно же, преобразился. Одна дорожная разметка чего стоит! Опять же новые адресные таблички с номерами домов кое-где появились. С ошибками. Но появились же! И остановочные павильоны с электронными табло на основных магистралях появились. Правда, устанавливали их зимой. Металл местами поржавел. Плитку укладывали в снег… Но уложили же! Назойливой рекламы стало явно меньше. Причем, до замечания спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Вывески на зданиях в центре города стали аккуратнее. Не везде. Не сразу. Но движение вперед очевидно.
А вот волноваться, что гостям будет некомфортно, не стоит. Они ведь на футбол едут. Тусить едут. Им важны стадион, безопасность и туалеты. А с этим все в порядке. Хотя… общественных уборных мало, но в каждом спорт/пивбаре туалеты точно есть. Главное, чтобы их вовремя убирали и чтоб бумага была.
Конечно, любое крупное международное событие «встряхивает» со знаком «плюс» любой город. Не только Волгограду, но и Москве с Питером чемпионат пошел на пользу.
Но если в тех же столицах ежегодно проходит по несколько событий мирового или европейского уровня (не обязательно спортивных), то для Волгограда это событие десятилетия. И то, что делалось в городе к мундиалю, должно не заканчиваться с его окончанием, а только продолжаться. Пусть не по всем направлениям сразу. Средств-то «шальных» уже не будет. Но тенденции должны быть поддержаны. Удачные образцы растиражированы. Компетенции развиты.
И давайте, наконец, всерьез озаботимся развитием туризма. Инфраструктура, созданная к ЧМ-2018, не должна остаться неиспользованной. Вот только в спешке не надо ремонтировать и реставрировать объекты наследия. Совершенствуя надо стараться не разрушать. Пока получается не очень...