В авиационно-спортивном клубе «Ястреб» в Среднеахтубинском районе восстанавливают вывезенные из Волгограда полуразрушенные самолёты-памятники. При полном отсутствии финансирования, на голом энтузиазме им хотят дать новую жизнь неравнодушные работники клуба.
Аэродром
Дорогу на аэродром в Средней Ахтубе по незнанию найти очень трудно. Нужный поворот с трассы Волжский — Ленинск заметить тяжело. На разбитой дороге при подъезде к клубу «Ястреб» не верится, что здесь когда-то учились летать, а сейчас занимаются парашютным спортом. Вместо забора — колючая проволока и стая собак, охраняющих полуразрушенные ангары, где стояли 30 лет назад десятки самолётов.
Как рассказал V1.ru главный инженер ГАУ ВО «Авиационно-спортивный клуб «Ястреб» Анатолий Сиволапов, судьба учреждения находится в повисшем состоянии.
— Клуб уже больше года хотят объединить с ДОСААФ, но никакие документы пока не оформлены. Мы, как и прежде, относимся к комитету образования региона, — признается Анатолий Сиволапов, — Администрация области хочет сделать вместе с ДОСААФ большой авиационно-спортивный клуб. Но до реальных действий пока не дошло.
Благодаря добрым людям, в авиа-клубе появилась площадка для тренировок.
— Так называемые «меценаты» привезли железки, и мы построили десантную полосу. Их привезли просто в помощь, а варили и ставили столбы сами.
В клубе «Ястреб» подняться в небо способен пока только один Ан-2.
— Проблемы, как всегда, с финансированием. Нужен бензин, масло, парашюты. Самолёт за час съедает 200 литров топлива. Во время чемпионата мира по футболу летать нельзя, — сетует инженер, — Вообще желающих заниматься много. В пионерлагере «Орлёнок» и ряде других учебных заведений ведётся парашютная подготовка. Но в основном это теоретические курсы. Практической подготовки мало.
Второй Ан-2 нуждается в капитальном ремонте.
— У каждого самолёта есть межремонтный ресурс. Каждые пять лет проводится капитальный ремонт, независимо от состояния самолёта. Так положено по регламенту. Ремонт стоит 3,8 миллиона рублей. Один Ан-2 уже нужно ремонтировать. На втором до сентября долетаем, а дальше неизвестно. Если самолёт не отлетал 1200 часов за пять лет, то разрешение на полёты ещё можно продлить. Оно стоит 250 тысяч рублей. Выделят средства — хорошо. Нет — летать не будем.
В углу взлётного поля на аэродроме в различной степени сохранности приютилось три самолёта.
«Дельфин»
L-29 Delfin простоял в Кировском районе Волгограда 45 лет. Он был установлен к шестидесятилетию воздушного флота страны по личной инициативе командира полка, начальника тыла качинского училища Виктора Волошина. Торжественное открытие состоялось в День воздушного флота СССР 18 августа 1972 года. Самолёт перевезли из покинутого и разрушенного военного городка в октябре 2017-го.
— В прошлом году администрация области перевезла к нам L-29 с аэродрома Качинского лётного училища, находившегося в Бекетовке. Когда его забирали, приходили люди и переживали, что его везут сдать в металлолом. Нет, мы его готовим для музея, — говорит Анатолий Сиволапов. — Авиатехник клуба «Ястреб» Юрий Константинов по детальке собирает самолёт практически заново.
— При перевозке снять его с постамента не получалось. Пришлось резать хвост автогеном. Мы закрепили хвостовую часть и поменяли шасси. У «дельфина» были отстыкованы крылья, заново крепили их клёпками. Выкрутить винты было практически невозможно. Поэтому их спилили, а потом восстанавливали обратно. Внутри самолёта находилась толстая труба, удерживающая его на постаменте. Её отрезали и состыковали фюзеляж.
Авиаторы восстанавливают самолёты, чтобы усевшись в кабине пилота каждый юный Чкалов смог представить себя покорителем неба.
— Хочется, чтобы дети приходили на экскурсии, открывали кабины, могли сесть, посмотреть, что и как устроено. Денег пока хватает только на краску. Ярко покрасили нос. Покупаем только качественную автомобильную краску. Баночка стоит 1100 рублей. Хотим сделать исторический экспонат. Приварили стойки, зашпаклевали, поменяли щитки и подножки. Поменяли остекление. Теперь восстанавливаем кабину.
— Бывшие работники ДОСААФ при списании самолётов сохранили на всякий случай кресла. Они спустя много лет пригодились. Поставим их на «Дельфина».
МиГ-15 и МиГ-19
Два взлетающих в небо истребителя, МиГ-15 и МиГ-19, долгие годы стояли на территории бывшего 32-го радиотехнического полка в Дзержинском районе неподалеку от ТРЦ «Park House». Точный год установки самолетов на постамент достоверно неизвестен.
— МиГ-19 мы уже вряд ли восстановим, — с горечью говорит Анатолий Сиволапов. — У МиГ-17 нет шасси. А из наших загашников мы всё отдали на L-29. Так что он, скорее всего, будет стоять на постаменте. Хотим сделать красивое остекление. Основной плафон делать очень тяжело. Сейчас думаем, как технологически можно решить эту проблему. Боковые стекла не закреплены. Основные все разбиты. У самолёта не было подножек.
— Старое потрескавшееся стекло мы хотели использовать как матрицу. По его форме собирались согнуть новое стекло, но не получилось. Кривизна большая, и как это сделать, мы не знаем. Лист очень толстый. Попробуем сделать из более тонкого стекла. Были бы деньги купили бы оргстекло, говорит инженер клуба «Ястреб». — Юрий Иванович Константинов восстанавливает приборные щетки. Потихоньку набирает детали для оборудования кабины. Сами они пустые. Сам выпиливает, выстругивает. Нарезает и делает похожие на настоящие пульты.
— Он хочет сделать, чтобы всё было похоже на настоящий самолёт. Приборы воссоздаёт по фотографиям и в ручную подбирает детали и гнёт их. Настоящие запчасти уже не найти.
Раненый «Дельфин»
С красивой раскраской L-29 много лет простоял на соседнем аэродроме. Три года назад Анатолий Сиволапов наблюдал, как его заводили.
— Бывший председатель ДОСААФ при развале Советского Союза часть территории аэродрома приватизировал себе вместе с небольшим зданием. Перегнал туда вертолёт и L-29. Их списали и якобы сдали на металлолом. Конечно он молодец, что сохранил «Дельфин». Но когда ДОСААФ забрало обратно вертолёт и заявило, что заберёт и самолёт, бывший председатель взял болгарку и испортил его.
— Раскраска у L-29 недавняя и нестандартная, скорее всего делали под заказ на продажу. Самолёт принадлежит не нам, а ДОСААФ поэтому капитально его пока не реставрировали. Поменяли тяги, поставили «родное» переднее колесо.
— Кабина сохранилась очень хорошо. Можно было бы попытаться завести его и сейчас, но тот же товарищ изуродовал всё внутри. Вырвал приборную доску, повыдергивал приборы, а что не смог сломать, разбил молотком. А так двигатель запускался. Приборы мы восстановим, а вот что делать с крылом большой вопрос.
— Разбиралась полиция. Так как самолет списанный и имущественного вреда никому нанесено не было, дело замяли. Ущерб только виртуальный. Хотя человек вроде лётчик бывший. Зачем самолёт портить?
Анатолий Сиволапов с ностальгией вспоминает времена расцвета авиации.
— Раньше тут Л-29 было 30 штук, два вертолёта Ми-2 и несколько Ан-2. Все прыгали. Будем стараться восстанавливать то, что осталось. Реставрируем как сможем, поставим их в ряд и будем надеяться, что обещанный спортивно-авиационный клуб всё-таки построят. Тогда самолёты найдут себе заслуженное место.
Алексей Серебряков