Три суда признали законными претензии казначейства России к комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, обнаружившему нарушения при закупке 72 газомоторных автобусов на деньги из федерального бюджета. Оказалось, что новые автобусы до сих пор не переданы в собственность региона, а остаются в лизинге.
— Внеплановая проверка казначейства показала, что комитет по транспорту и дорожному хозяйству администрации Волгоградской области дважды нарушил бюджетный кодекс при использовании федеральной субсидии на закупку газомоторных автобусов, — сообщили V1.ru в арбитражном суде Волгоградской области. —Во-первых, комитет не потратил федеральную субсидию за положенные 250 дней, а во вторых — так и не приобрел в собственность Волгоградской области 72 новых автобуса.
Федеральная субсидия на 181 170 787 рублей предоставлялась Волгоградской области распоряжением правительства России от 17 июля 2015 года. Чуть позже, 7 сентября того же года, в специальном соглашении между Минпромторгом России и администрацией Волгоградской области были прописаны конкретные требования по приобретению автобусов. Учтено было все — марка, модель, категория и количество покупаемой техники.
Перед волгоградскими чиновниками ставились три обязательных условия. Автобусы должны быть газомоторными и работать на метане. Техника должна быть выпущена не ранее 2014 года государством-участником Единого экономического пространства. И каждый автобус должен быть снабжен средствами для перевозки инвалидов.
17 декабря 2015 года комитет по транспорту региона заключил контракт с АО «Сбербанк Лизинг» на аренду 72 газомоторных автобусов марки VOLGABUS. В этот же день комитет оплатил аванс в 216 300 000 рублей, из которых 36 миллионов выделялись из областного бюджета, а 180 миллионов — из федерального.
Контрактом было предусмотрено, что АО «Сбербанк Лизинг» выполнит свои обязательства в течение 2016 года, передав вместе со всеми документами 10 автобусов до 31 марта, следующие 20 — до 30 апреля и оставшиеся 42 — до 31 мая. Новые автобусы должны быть переданы МУП «ВПАТП № 7», ГУП Волгоградской области «Волгоградавтотранс» и МУП «Волжская автомобильная колонна № 1732».
Проверяющие из казначейства отметили: в своих отчетах чиновники комитета по транспорту писали о расходах бюджета Волгоградской области на обновление автобусного парка и, говоря о «достижении значений показателей результативности», ссылались на выплату 216 300 000 рублей. При этом, в подтверждение трат указывались 72 паспорта автобусов Volgabus 5270G и 5285, собственник которых по сей день АО «Сбербанк Лизинг». И перейти Волгоградской области они могли только с выплатой последнего платежа — 25 декабря 2018 года.
— По правилам федерального казначейства регион был должен за 250 дней со дня перечисления субсидии исполнить обязательства по закупке техники, — сообщили в арбитражном суде. — Иначе выделенные деньги возвращаются федеральный бюджет. А так как администрация Волгоградской области за 250 дней фактически не приобрела 72 автобуса, которые до сих пор находятся в собственности банка, то она не выполнила и свои обязательства перед федеральным центром.
Представление от казначейства комитет по транспорту и дорожному хозяйству пытался обжаловать в судах. Но три инстанции, вплоть до кассационного суда в Казани, встали на сторону казначейства. Коллегия арбитражного суда Поволжского округа подчеркнула неправоту волгоградских чиновников указав, что федеральная субсидия выделяется «на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, а не на финансирование расходов по оплате лизинга».
Марина Афанасьева