Известный российский урбанист и транспортный аналитик Аркадий Гершман во время поездки в Волгоград назвал город-герой пыльной столицей страны, отметив отсутствие условий для жизни людей с ограниченными возможностями и неэффективность работы общественного транспорта, сравнив областной центр с разрухой 2000-х годов.
Аркадий Гершман в различных городах страны реализует проекты в сфере транспортного и городского планирования, проводит мастер-классы и путешествует по России и Европе, изучая мегаполисы на наличие комфортных условий жизни и рационального их использования.
Блогер и урбанист посетил Волгоград во второй раз.
— Можно долго гадать, но местами Волгоград стал значительно лучше, — написал свои впечатления о поездке Аркадий Гершман. — Но не надо строить иллюзий — Волгоград всё ещё напоминает Россию периода 2000 года по разрухе, а по улицам гуляют пылевые бури.
Аналитик обратил внимание на климатические особенности Волгограда.
— В Волгограде отвратительный климат: летом адски жарко, а зимой адски холодно. Степной ветер превращает даже комфортные -5 в лютый мороз, — отметил уроженец Красноярска. — Широкие проспекты и асфальтовые поля сильно нагреваются и делают микроклимат невыносимым. А после опадения листвы царство захватывает ветер. Центральным улицам нужна гуманизация для улучшения микроклимата, но с этим всё сложно.
Отметил Аркадий Гершман и особенности пешеходных переходов.
— Куда же без подземных переходов? Здесь они совмещены со станциями скоростного трамвая, но даже для простого перехода улицы всё равно нужно спускаться-подниматься. Лифтов и даже пандусов нет, то есть у маломобильных вообще нет шансов перейти улицу. При этом на улице есть светофоры, и можно встроить новые переходы в существующие фазы, но кому это надо?
Подземные переходы транспортный аналитик назвал «унижением» для горожан.
— Вера в пользу подземных переходов на обычных улицах всё ещё сильна, а люди терпеливо подвергаются унижению. «Город должен ехать», как любят говорить неграмотные специалисты. Забавно, что переходов к огромным парковкам тоже нет.
Больше всего специалиста удивила волгоградская пыль.
— Пыль в городе — это не только неудобства и необходимость постоянно мыть голову. Это дополнительные затраты на уборку улиц, снижение иммунитета у жителей и рост расходов на медицину, — отметил Аркадий Гершман. — Если у вас нет денег делать правильное благоустройство, то значит у вас есть деньги ежедневно переплачивать за содержание города и болезни жителей. В Волгограде же умеют хорошо белить деревья. Вот если бы с такой же силой боролись с пылью...
Раскритиковал блогер многочисленные бордюры и заборы.
— Ещё тут хорошо научились ставить заборы. «Забор всему голова!» — наверняка такой плакат висит в кабинете какого-нибудь начальника управления городского хозяйства. Хорошо, что мы с вами грамотные и знаем, что забор в городе — сигнал об ошибке и некомпетентности.
Волгоград получил и порцию комплиментов.
— Что меня поразило, и это вообще прорыв для всей России — велополосы в центре Волгограда. Оказывается можно делать хорошо и правильно, даже если это не прописано прямо в ГОСТах — они не запрещают делать оттянутую стоп-линию на светофорах, чтобы велосипедисты не попадали в мёртвую зону водителей.
Но устройство велодорожек повергло эксперта в шок.
— Но подождите-ка, а почему велодорожка начинается с парковки? А почему грунт вокруг дерева открыт?
Изучил урбанист и транспортную схему Волгограда.
— С транспортом в городе стало и чуть лучше, и чуть хуже. Для начала, в аэропорт пустили электричку. Не Аэроэкспресс-шаттл, а электричку с остановками в городе. Это хорошо, — заметил Аркадий Гершман. — Проблема лишь в сервисе — он г...: билетные автоматы не работают, информации о цене билетов нет, карты контролёр не принимает, всего семь поездов в будни с невероятным разбросом по времени, низкие платформы и высокие поезда.
Низкое качество услуг влияет, по мнению блогера, и на спрос электрички до аэропорта.
— Каков сервис, таков и спрос. Ехал в целом вагоне в гордом одиночестве, в это время меня не покидал один вопрос: у нас вообще при проектировании транспортной инфраструктуры думают о людях, или идёт процесс ради процесса?
Не понравились Аркадию Гершману волгоградские трамваи и троллейбусы.
— С трамваем стандартно всё плохо. Скорость движения близка к пешеходу, пути в ужасном состоянии, платформ нет и так далее. Троллейбусы ходят. Забавно, что электротранспортом управляет единая компания с гордым названием «Метроэлектротранс». Вот только метрополитена в Волгограде нет, — отметил урбанист. — Штат сотрудников раздут до космических масштабов. Бабушек у эскалаторов и со станций надо убирать, как и кондукторов — это даст колоссальную экономию и позволит пускать больше денег на инфраструктуру. Хотя в городе в целом проблема с доступностью для маломобильных, даже на пешеходных переходах. Зачем думать о трамвае, если инвалид или мама с коляской даже не дойдёт до него?
Алексей Серебряков