Генеральный подрядчик строящегося больше десяти лет второго пускового комплекса моста через Волгу — моста через Ахтубу, компания «Волгомост», отсудил еще 338 миллионов рублей у комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгоградской области. Взамен чиновники смогли добиться встречным иском восстановления бордюров, покраски опор моста, а также устранения еще нескольких недочетов.
— Сначала, обращаясь с иском комитету транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгоградской области, АО «Волгомост» просило взыскать около 111 миллионов рублей, — сообщили V1.RU в арбитражном суде Волгоградской области. — Но уже в ходе заседаний сумма была увеличена до 338 277 860,65 рубля. По мнению строителей, именно столько задолжала администрация за строительство моста через Ахтубу — второго пускового комплекса мостового перехода через реку Волгу в Волгограде в рамках госконтракта от 3 июля 2009 года.
Суд выяснил, что удорожания стоимости работ за всё время исполнения контракта, то есть с 2009 года, не произошло. 338 миллионов рублей причитались строителям за уже выполненную, но не проиндексированную работу с 1 августа по 31 декабря 2018 года, исходя из индексации цен 2014 года в цены 2015, 2016, 2017 и 2018 годов. Также чиновники будут обязаны заплатить подрядчику еще 200 тысяч рублей за расходы на госпошлину.
Платят не за работу, а за инфляцию
Это уже четвертый иск мостостроителей с похожими требованиями — о невыплате госзаказчиком проиндексированных сумм в добровольном порядке. Так, в одном случае арбитраж взыскал с ГКУ Волгоградской области «Дирекция автомобильных дорог» в пользу АО «Волгомост» задолженность за выполненные еще в 2015 году работы с учетом индексации почти на 47 миллионов рублей. Во втором аналогичном иске строители отсудили у дирекции деньги, заработанные ими в 2016 году, что в пересчете из цен 2014 года в цены 2015 и 2016 годов составило почти 138 миллионов рублей. В третьем задолженность госзаказчика за 2017 год из-за инфляции подпрыгнула до 214 миллионов с хвостиком. Все три решения уже вступили в законную силу.
Четвертая по счету сумма оказалась гораздо больше предыдущих — 338 миллионов рублей. То, что с опозданием выплаченные чиновниками долги растут как на дрожжах, отмечалось и в ходе заседаний.
— Инфляционные риски при контрактах с твердой ценой относятся к коммерческим рискам подрядчика, которые тот обязан предусмотреть еще в цене заявки на участие в конкурсе, — рассказали в волгоградском арбитраже. — Что касается моста через Ахтубу, то известно, что для выполнения работ был установлен срок — 19 апреля 2011 года. На него и ориентировался подрядчик. Но из-за нарушений сроков финансирования и в связи с инфляцией стоимость строительства постоянно возрастала. И все эти риски не были учтены госзаказчиком при формировании начальной цены контракта десять лет назад — в 2009 году.
Представители областного комитета по транспорту заявляли в суде, что с 2009 года какого-либо удорожания стоимости работ не произошло. Цена контракта, по их мнению, вполне покрывает все инфляционные потери. А чиновники из областного комитета финансов уверяли, что компенсировать генподрядчику инфляционные издержки нет необходимости. Но суд к этим мнениям не прислушался.
Необоснованным был признан и довод комитета по транспорту, что нет возможности взыскать эту задолженность, так как с учетом невыполненных работ в нынешнем году это «приведет к увеличению общей стоимости работ по контракту».
— Есть обязательства сторон и есть вступившие на данный момент в законную силу решения, — пришел к решению суд. — Поэтому обязанность ответчика — комитета по дорожному хозяйству и транспорту — оплатить компании «Волгомост» стоимость работ с учетом индексации.
Отыгрались на дефектах
Частичную победу в суде удалось одержать над строителями моста чиновникам комитета транспорта и дорожного хозяйства, только по выявленным на мосту через Ахтубу дефектам.
— На второй очереди мостового перехода через Волгу — мосту через Ахтубу, представители комитета насчитали восемь дефектов, — рассказали в суде. — А так как «Волгомост» их не устранил, был подан встречный иск, с просьбой не только обязать строителей выполнить работу, но и оштрафовать их за неисполнение своих обязательств на 74 с лишним миллиона рублей.
Впрочем, когда уже начался процесс, чиновники решили ужесточить свои требования к строителям моста. Количество позиций по дефектам они увеличили с 8 до 24, а сумму штрафа — до 272 с лишним миллионов рублей. Но так как одновременно изменились и предмет, и основание требований, суд эти уточнения не принял как противоречащие закону.
— Что касается обсуждаемых на заседаниях дефектов, то строители еще год назад при проверке строительно-монтажных работ обещали устранить погрешности до 30 апреля 2018 года, — сообщили в суде. — Документально было доказано, что строители ликвидировали один из дефектов — засор ливневой канализации на всём протяжении объекта. Остальные семь дефектов моста, в том числе восстановление бортового камня на участках дороги, заполнение ограждения на очистных сооружениях и окраску покрытия строения русловой части моста через реку Ахтубу, генподрядчик обязан будет исполнить в течение 15 дней с момента вступления решения в силу.
Свой отказ оштрафовать «Волгомост» за неустранение им дефектов суд объяснил тем, что эта мера предусмотрена контрактом лишь после ввода моста через Ахтубу в эксплуатацию и, как следствие, с началом возникновения гарантийных обязательств. А пока мост через Ахтубу так и не достроен, а госконтракт не расторгнут, говорить об этом преждевременно.
Решение арбитражного суда не вступило в законную силу и может быть обжаловано.
Марина Афанасьева