Планы администрации Волгоградской области по дальнейшему строительству Нулевой Продольной магистрали вызывают тревогу у жителей Волгограда. Фактически, считает урбанист Дмитрий Любитенко, это строительство превратит берег Волги в полосу отвода для шумной автомагистрали. Там, где могли появиться жилые дома, после продления рокадной они уже не появятся. Подробнее о печальных перспективах волгоградцев — в этой авторской колонке.
«Развернуть город к реке» с помощью таких решений не получится.
Когда мы что-то делаем в городе, мы должны смотреть в будущее и заимствовать опыт других территорий. Иногда мы идем по пути, давно пройденному другими городами. Но повторяем чужие ошибки. Новая дорога окончательно отрежет Волгу от жилой застройки, сам же берег будет превращен в бетонное поле.
Так уже было в Барселоне. Ранее созданная в этом городе транспортная инфраструктура стала создавать проблемы.
На первом снимке вы можете видеть состояние территории до реконструкции железнодорожных путей. Они разрезали городскую ткань, разделив район на две отдельные части, создавая городские дисфункции с точки зрения связанности городского пространства, шумового загрязнения и ухудшения окружающей среды.
В 2002 году администрация города решила запустить проект «Рамбла де Сантс» — реконструкции городского железнодорожного коридора, сложный процесс, в котором участвовало несколько различных ведомств. Окончательным решением стало создание светопроницаемого короба, в которой была заключена железная дорога. Крыша короба была превращена в 800-метровый сад. Предложения по строительству подземного тоннеля были отброшены из-за технических проблем и дороговизны.
Похожая проблема с железнодорожными путями существует и в Волгограде. Все, кто был в нашей городе, знают, что Центральный район фактически разделен на две части: собственно центр и «за полотном». Однако мы до сих пор не приблизились к решению этой проблемы ни на йоту. Более того, мы постоянно движемся вперед, навстречу новым ошибкам, которые в будущем придется исправлять.
Дмитрий Любитенко